Поиск по сайту

03 Марта 2017

«Держи этот звук»: немного об алеаторике

Грамматика современной музыки: тезисы лекции


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

ГЦСИ Урал продолжает по вечерам собирать горожан и просвещать их в тех или иных аспектах современного искусства. Как правило, речь идет об искусстве визуальном, но на этой неделе случилось знаменательное исключение: начался блок из шести лекций, посвященных современной музыке.

Первые три лекции читает Анна Мешкова, кандидат искусствоведения, доцент, преподает в Уральской консерватории. Сфера ее научных интересов – общие проблемы форм существования музыки академического и неакадемического направлений, взаимодействия авангарда и массовой музыки, теория и история массовой музыкальной культуры.

2 марта в ГЦСИ Урал темой разговора стала алеаторика – одно из самых парадоксальных явлений в истории искусства. Анна рассказала слушателям о сути явления, а ансамбль современной музыки Intertext исполнял «музыкальные иллюстрации» – примеры из алеаторических произведений. Мы же законспектировали основные моменты, связанные с этим явлением.

Алеаторика возникла в пятидесятых годах прошлого века как реакция на сериализм – это направление в авангардной музыке, основанное на тотальном просчитывании музыкального произведения, на полной предопределенности. Алеаторика – полная противоположность этому, в ее основе – культивирование случайности, полное раскрепощение в противовес жесткой регламентации. Появление ее связано с развитием науки, с изучением движения атомов и электронов. Само слово восходит к латинскому «aleatorius» – игральная кость, и это хорошо описывает суть явления.

Один из основателей алеаторики – Джон Кейдж. В пятидесятые годы он открыл для себя дзен-буддизм, под впечатлением от него решил отказаться от оценочных суждений и старался принимать мир во всей его полноте, в его непостоянстве, в сосуществовании самых разных элементов. Целью Кейджа было нивелировать субъективность авторского начала. Практическим пособием для него стала доска гаданий И-Цзин с 64 гексаграмами. На их основе он создал 64 ячейки, в которые вписал такие параметры как темп, динамические показатели, звуки и длительности. Подбрасывая монеты, он выяснял номера элементов и произвольно соединял их. Итогом этого опыта стал цикл «Музыка перемен», произведения в котором хаотический набор звуков уравновешивается паузами, и случайность оказывается запланированной.

Еще один апологет алеаторики – Карлхайнц Штокхаузен. В его творчестве есть немало примеров такой музыки: вокальные циклы, основанные на обертонах, пьеса для четырех альтов и четырех вертолетов, но самый яркий пример – цикл «Из семи дней». Когда композитора покинула жена вместе с семьей, он пребывал в депрессии и устроил семидневную голодовку. Каждый день он писал по два стихотворения. Приведем одно из них, самое известное:

Играй один звук до тех пор

пока не начнёшь различать

его отдельные колебания

Держи этот звук

вслушиваясь в звуки исходящие от других

во все сразу а не по одиночке

и веди, веди свой звук

пока не достигнешь подлинной гармонии

и пока всё звучание

не станет золотым чистым тихим светом

В своих стихотворениях Штокхаузен увидел готовые партитуры. Он нашел музыкантов, которые сумели перенести эти слова на язык звука. С одной стороны, это была полное импровизация, с другой же – точное, доскональное следование авторскому замыслу. При этом композитор подчеркивал, что получающаяся таким образом музыка – не импровизация, а некое интуитивно достигаемое согласие участников ансамбля друг с другом и с автором.

В конце лекции мы услышали несколько отечественных произведений, написанных в алеаторических техниках. Одно из них – «Baletto» Виктора Екимовского, предназначенное «для дирижера и любого состава инструментов». Партитура этой пьесы – не нотный текст, а графическая запись жестов дирижера. Руководитель Intertext Анна Светлакова встала за дирижерский пульт и устроила настоящий балет с выпадами и взмахами, а музыканты играли ровно то, что видели, пропуская движения Анны через себя и превращая их в звук. На выходе получилась музыка экспрессивная и не лишенная изящества.

По словам Анны Мешковой, алеаторика – одно из самых непростых для восприятия явлений в музыке, однако на самом деле понять и полюбить ее очень легко. Для этого достаточно на время отключить критическое мышление и попробовать воспринимать музыку исключительно на эмоциональном, интуитивном уровне, принять ее в себя или же самому в нее погрузиться. Такой совет, к слову, применим и для любой другой музыки.

Сегодня (3 марта 2017 года) в ГЦСИ Урал состоится продолжение: Анна Мешкова расскажет о стилевых взаимодействиях в музыке XX века – на этот раз без ансамбля. Вновь Intertext можно будет услышать в следующий понедельник на лекции Анны о композиторах-минималистах. Стив Райх, Филипп Гласс, Терри Райли и Арво Пярт: нас ждет настоящий концерт прекрасной музыки, редко звучащей в этих краях.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов