Поиск по сайту

13 Марта 2017

Филип Гласс, Jethro Tull и молодые композиторы в плеере Анны Светлаковой

Любимая музыка руководителя InterText


Мне нравится!

В новом выпуске нашей рубрики «Музыка в моем плеере» своими пристрастиями делится флейтистка, руководитель ансамбля InterText и большой знаток современной академической музыки Анна Светлакова.

В детстве у меня было очень много пластинок с музыкальными сказками. Это были народные сказки в исполнении известных актеров, вроде «Как лисичка бычка обидела». Потом были «Голубой щенок», «Старик Хоттабыч».

Я очень хотела играть на скрипке, как Кот в «Бременских музыкантах». Но папа – преподаватель балалайки – выбрал для меня флейту, и с ней мы дружим до сих пор.

Когда я начала играть на инструменте, мне было пять. Самое начало музыкальной школы, блок-флейта, более простой продольный инструмент. А к оркестровой флейте я перешла в одиннадцать и лет в 13-14 решила, что хочу этим заниматься профессионально. Были конкурсы, затем музыкальное училище, консерватория, аспирантура.

InterText собрался по инициативе группы единомышленников, студентов уральской консерватории. Основной движущей силой были композиторы Дмитрий Ремезов и Дарья Звездина и исполнители – студенты, которым было интересно играть музыку своих друзей, однокурсников, изучать партитуры Кейджа, Штокхаузена, Райли, Мартынова и других композиторов XX и XXI века.

Я очень люблю музыку эпохи Барокко, и чаще всего в моих наушниках звучит то, что исполнено исторически ориентированными ансамблями. Мне нравится эта музыка, мне нравится задумываться над тем, как она могла звучать раньше, через какие прошла изменения. Все ведь меняется со временем, трансформируется человеческая речь и язык музыки.

Скажем, Жорди Саваль восхищает меня как исполнитель на историческом инструменте виола-да-гамба, как дирижер, как реконструктор барочных опер. Очень интересно также изучать работу современных композиторов со старинной музыкой и инструментами.

Слушаю минимализм в очень больших количествах: Филип Гласс, Терри Райли. Меня подкупает то, что эта музыка легко живет и в академических залах, и в наушниках, и в фильмах, звучит, как говорят сейчас, из каждого утюга. Люди слышат какую-то мелодию из «Амели» и не задумываются, что автор мелодии Ян Тирсен – композитор, который создает совершенно потрясающую музыку и с академической точки зрения.

Недавним открытием для меня стал фортепианный концерт Гласса и концерт для саксофона «Где танцует пчела» Майкла Наймана. Недавно я послушала эту музыку внимательно, и она подтвердила мою теорию, что вся популярная музыка питается тем, что создают композиторы изначально. Академический композитор – он как ученый-исследователь, который разрабатывает передовые идеи, а потом эти идеи воплощаются в том, что мы используем в обычной жизни. Композитор придумывает что-то невообразимое и мало кому понятное, а потом из этого вырастают известные всем популярные композиции. Когда слушаешь, допустим, «Where the Bee Dances» Наймана, с удивлением обнаруживаешь мотивы, которые пару лет назад стали очень популярны в  поп-музыке хорошего уровня и понимаешь, что они были беззастенчиво заимствованы у классика! Иногда забавно задаться вопросом, в скольких песнях Coldplay ты можешь узнать произведения Гласса или Наймана?

Наверное, ни один флейтист не прошел мимо творчества Иэна Андерсона и группы Jethro Tull. Их музыка – это сочетание джаза, рока и академизма. Андерсон играет на оркестровой флейте. Он – значимая фигура на пьедестале моих предпочтений.

Из академических исполнителей иконой для флейтистов является Джеймс Голуэй. Он прекрасен в своей разносторонности. У него есть не только записи традиционных произведений, которые учат все флейтисты, но также записи популярных народных ирландских мелодий и рок-композиций. Все он делает с большой  любовью, и это всегда очень интересно.

Из музыкантов, с кем я знакома лично, можно назвать Эдиту Фил. Она – один из самых интересных флейтистов в России. Ее также можно назвать актером и перформером. То, что она делает сама и в коллаборации с современными композиторами – Николаем Поповым, Олегом Пайбердиным, всегда интересно и очень вдохновляет.

Мне очень нравится то, что делает композитор Ольга Викторова, и то, что ее произведения можно услышать в концертных залах, проникнуться мыслями своего современника, выраженными в звуках – очень ценно.

И по этим причинам мне интересно играть музыку молодых – нынешних студентов и аспирантов консерватории – не только уральской. Ты не знаешь, будет ли этот автор «новым Бахом» или забудется вскоре... Но так хочется надеяться, что кто-то из них может стать новым именем в мире музыки. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга