Поиск по сайту

26 Июня 2017

Ночь музыки 2017: на крышах, воде и заводе

Впечатления редакции о Ural Music Night


Мне нравится!

Можно много говорить о том, сколь беспрецедентное явление Уральская ночь музыки. Но, как говорится, лучше один раз увидеть — и мы вместе с тысячами горожан отправились в центр Екатеринбурга, чтобы погрузиться в невероятный микс музыкальных направлений, артистов, времен и площадок.

 Хор на крыше, Ирландия – внутри

Команда Музея истории Екатеринбурга решила угодить всем и сразу! В одном из главных выставочных комплексов города в Ночь музыки работали две площадки одновременно – в главном зале учреждения и… на крыше! Прохожие с удивлением останавливались у здания музея, разглядывая нарядных музыкантов, неизвестно как забравшихся на такую высоту. И даже автовладельцы будто немного притормаживали у учреждения, чтобы взглянуть, что же такое происходит над головами свердловчан. А посмотреть и правда было на что!

Исполнители хора «Доместик», именно они открывали Ночь музыки на крыше Музея истории Екатеринбурга, предстали перед слушателями в своих традиционных сверкающих синевой нарядах. Они с первых же минут захватили внимание горожан известными отечественными хитами и песнями из любимых всеми кинофильмов. И это лишь малая часть программы «Звуки крыш». На смену хору готовились участники камерного оркестра «B-A-C-H», а следом за ними – проект «Живые голоса», ансамбль «Диамант» и прочие творцы из мира музыки.

В это же время в зале из красного кирпича звучали заводные ирландские ритмы, извещающие горожан о том, что вторая площадка музея – «Зона фолка» – также готова принимать гостей. Несмотря на довольно скромное пространство и большое количество желающих приобщиться к музыке Северной Европы – место нашлось даже для танцев! Ребята из танцевальной группы «Iron Legs» всего минуту в одиночестве кружили по небольшому пятачку перед музыкантами. Потом же к ним присоединились все те, кто просто не мог спокойно стоять под яркие ирландские мотивы!

Столичные гости и единороги

На входе в event-пространстве Rimskaya горожан встречали два огромных единорога. Они будто сказочные дворецкие безмолвно приглашали екатеринбуржцев окунуться в лиричную атмосферу электропоп музыки. В этот вечер в сверкающем стеклянном здании на Малышева собрались поклонники Надежды Грицкевич и ее популярного столичного проекта «Наадя». Соблюдая образ эфемерной нимфы, она почти не выходила из ярких лучей лазерной установки и клубов пара, которые скрывали маленькую сцену. Ее редкие появления сквозь концертные спецэффекты – это то, что дарило настоящую радость почитателям «Наади». Как и ее песни о чувствах, ощущениях, переживаниях и, конечно, о любви. Этот небольшой союз из трех человек умудрился создать вокруг себя немного иную реальность, в которую горожане смело шагнули, ведь Ночь музыки – это что-то немного волшебное.

Космические сигналы во дворе завода

Не остались в стороне и организаторы Уральской биеннале современного искусства. Ребята удивляли горожан на Ночи музеев – и Ночь музыки также не стала исключением, соорганизатором стало музыкальное сообщество «Обертон». На этот раз ценителей ночных мероприятий ждали во дворе приборостроительного завода на Горького. «Это просто космос!», – то и дело вырывалось у прибывших на новую яркую площадку ежегодной акции. И они были правы! Двор предприятия будто существовал в двух измерениях. Первое – знакомый индустриальный Екатеринбург, где заводы в пределах городской черты совсем не редкость. Второе – где-то за пределами уральской столицы, без привычных городских шумов, запахов и визуальных помех, огороженное со всех сторон истертыми временем кирпичными стенами.

Можно было подумать, что эта небольшая площадка в центре города на самом деле парила в воздухе. Атмосферу путешествия в другой мир поддерживали диджеи музыкального сообщества «Обертон» (и это важно!), из-под пальцев которых вырывались неземные звуки, уносящиеся в темное небо. А сверкающие окна завода (дело рук видеохудожника Антона Эльфилтра) то и дело наводили на мысли об огромном космическом корабле и его огнях, сигнализирующих о скором взлете.

Музыка закрытых окон

Одной из самых зрелищных площадок Ночи музыки, пожалуй, стала гостиница «Исеть». Ее на короткие, но насыщенных эмоциями полчаса заняли участники «Другого оркестра». До последнего момента их выступление казалось большой загадкой. А где, собственно, разместят столько желающих послушать подопечных Александра Жемчужникова? Ведь известно, что внутри гостиницы подходящих помещений нет. Но «Другой оркестр» превысил все возможные ожидания – музыканты выступали прямо… из окон! Сам же екатеринбургский дирижер разместился на крыше пристройки, что находится во дворе «Исети». При виде этой непростой концепции у горожан возник только один вопрос – «Как?!».

Весь мини-концерт коллектива проходил при закрытых окнах. Более того, участники оркестра были «разбросаны» по разным этажам здания, но на выступлении это никак не сказалось! Таким нестандартным образом екатеринбуржцам предложили послушать немного музыки XX-XXI веков, а еще насладиться тихими песнями от Portishead, Nirvana и Radiohead. Казалось бы, к полуночи ярые последователи акции Ночи музыки должны были выдохнуться, но перфоманс «Другого оркестра» будто вдохнул в собравшихся новые силы на дальнейшие приключения. И это было прекрасно.

На воде – «На грани»

На специально выстроенном понтоне на акватории Городского пруда зажег фестиваль «На грани»: друг за другом на качающуюся на волнах площадку выходили артисты ведущих танцевальных компаний Екатеринбурга, чтобы доказать себе и зрителям, что настоящим профессионалам и такая сцена не помешает показать истинное мастерство. Здесь действительно царила магия: закатное небо отражалось в неспокойной поверхности воды, стук барабанов сменялся пронзительными голосами струнных, и танцовщики казались не обыкновенными людьми, а персонажами из других миров, которые закончат танцевать – и исчезнут. Совершенно неизгладимое впечатление произвели хедлайнеры площадки – театр современной хореографии «Провинциальные танцы». Похожие на иностранных туристов позапрошлого века, они величественно прошагали мимо понтона, сели в катера и… отчалили. Впрочем, сделав небольшой зигзаг на воде, пришвартовались с другой стороны понтона и, наконец, оказались на площадке. Начался необыкновенный, захватывающий, волнительный танец, которому не мешали ни строгие костюмы кавалеров, ни длинные платья дам – здесь царствовали грация и достоинство, и при этом в истории каждой из танцующих пар чувствовалась своя, скрытая, очень личная боль.

Страстный дуэт с классическим акцентом

Тем временем в уютном большом зале Екатеринбургского театра кукол выступал совершенно необыкновенный дуэт аккордеона и виолончели. Здесь атмосферу задавали австриец Клаус Пайер и музыкант из Хорватии Ася Валчич. От их сумасшедшей энергетики, казалось, дрожали стены, а слушатели и вовсе не могли оторвать глаз от виртуозного исполнения. Сначала музыканты завоевали сердца собственными сочинениями, вызвавшими бурные аплодисменты, затем перешли к классической программе – сочинениям Стравинского, Прокофьева и Баха, разумеется, в собственной необыкновенной обработке, что позволило всем присутствующим заново открыть для себя уже хорошо знакомые произведения.

«Браво» детства и юности

Ближе к полуночи в Историческом сквере зазвучали мелодии детства и юности: «Стильный оранжевый галстук» и «Я хотел бы ветром быть», «А любовь не тонет» и «Этот город – самый лучший город на земле»… Здесь собрались люди самых разных возрастов, но всех их объединяли композиции «Браво», пробуждающие воспоминания о чем-то очень добром, светлом и давно ушедшем – беззаботном детстве, первой любви, студенческих годах. И, конечно же, эти песни принято подпевать — пританцовывая одному, радуясь компании друзей или положив голову на родное надежное плечо. В этот момент все екатерибуржцы, собравшиеся в Историческом сквере, почувствовали себя чуть-чуть моложе, романтичнее, искреннее и добрее.

Саксофоны и мурашки

Теплым вечером из Городского дома музыки раздавались чудесные звуки саксофонов. Пройти мимо было крайне сложно, и мы решили заглянуть внутрь. На входе нам сообщили, что в ближайшее время попасть на концерт невозможно, так как все места в зале заняты. И это уже через 15 минут после начала! Такой неожиданный поворот только подогрел наш интерес и мы решили подождать: вдруг удастся пробиться. Спустя некоторое время нам все-таки удалость попасть в зал, где были заняты не только сидячие места — люди стояли вдоль боковых стен, заполняли коридор между рядами, а те, кто так и не смог зайти в зал, наслаждались онлайн-трансляцией выступления в фойе. Но даже такая теснота не помешала насладиться игрой ансамбля саксофонистов «ПО-Квартет». Ребята играли просто изумительно! От живой классической музыки всегда мурашки идут по коже. Музыканты решили познакомить слушателей с редко исполняемыми произведениями композиторов XVII — XX веков и современности.

Марафон на аллее и лето на крыше

Насладиться классической музыкой можно было на аллее за Детской филармонией, где проводился фортепианный марафон. Зрители удобно располагались на лавочках, наблюдая за участниками марафона, а самые любопытные и смелые люди выходили попробовать себя в роли музыкантов. Участники получали сертификаты, даже те смельчаки-добровольцы, которые впервые пробовали играть. Участие в марафоне приняли более сотни людей разных возрастов, самой младшей было всего семь лет. Проходило это мероприятие уже в пятый раз. Продолжительность марафона в этом году — целых 7 часов, но и это еще не предел: в один из прошлых марафонов Детская филармония поставила собственный рекорд — участники, сменяя друг друга, играли более суток.

Также на третью Ночь музыки Детская филармония отрыла для всех желающих террасу на крыше, и это была одна из самых красивых площадок! Программа «Country Summer» начиналась в 21:00, и лучи заката озаряли вечерний Екатеринбург теплым светом, а на сцене свою музыку дарили Александр Ачимов (вокал, гитара), Илья Зырянов (флейты, губная гармошка, банджо, перкуссия), Борис Блинов (скрипка), Роман Шонохов (кахон, перкуссия). Все без исключения наслаждались музыкантами: влюбленные парочки сидели, укутавшись в теплые пледы, заботливо предоставленными работниками филармонии, собравшиеся группы друзей делали селфи и подпевали, а совсем юные слушатели танцевали без устали прямо рядом с исполнителями.

Калифорнийская жара в ГЦСИ-Урал

Площадка Stoned Psycho Urals расположилась во дворике уральского филиала Государственного центра современного искусства. Под сводами красного шатра, напоминающего о «Твин Пиксе», играли самые мощные и драйвовые группы «Ночи музыки»: прогрессивные рокеры Qusto, искусные инструменталисты Buzzkiller, мастера импровизации «Обсадкi», блюз-роковые омичи Pine Ridge и другие герои гитары и магии. В ход шли бронебойные гитарные риффы, эйфорическая психоделия и исполненные грува ритмы. Шаманские пляски не стихали на этой площадке до глубокой ночи, а над всем этим витал дух Джима Моррисона и выражал явное одобрение всему происходящему.

Арии с балкона Оперного

Огромная толпа собралась возле Екатеринбургского театра оперы и балета, ведь на его балконе один за другим появлялись обладатели лучших сопрано, баритонов и басов всего уральского региона. Солисты исполняли арии из «Призрака оперы», «Травиаты», «Кармен» и других оперных суперхитов. Если в прошлом году к прекрасной музыке приходилось прислушиваться, ведь проезжающие по проспекту Ленина машины заглушали ее, то в теперь это изысканное удовольствие настигло каждого, кто того желал.

Мистическая бардовская песня в Литературном квартале

Одной из самых органичных площадок «Ночи музыки» стала сцена-«ракушка». Здесь нередко проходят фестивали бардовской песни, из-за чего душевное пение под гитару стало неотъемлемой частью местной акустической среды. Трепетные музыкальные сочинения о неясной пустоте и других метафизических вещах притянули верных поклонников такой музыки: пожалуй, ни на одной другой площадке фестиваля нельзя было увидеть настолько просветленных лиц.

Этника у Камерного

Цыганские пляски, народные танцы Грузии, казахские, башкирские, башкирские песни – на живописной площадке возле Камерного театра была представлена вся национальная палитра Урала. Где еще услышишь удмуртский фольклор или увидишь танцы езидов?

Луч солнца золотого над Октябрьской площадью

Крупнейшей площадкой фестиваля стала набережная у Театра драмы. Горожане собирались еще за час до начала, чтобы занять удобные места на грандиозном событии. Людей было настолько много, что даже перемещаться сквозь толпу зрителей становилось огромным трудом, но это того стоило. Начался концерт в половину второго ночи под звуки классической музыки в исполнении камерного оркестра «B-A-C-H». Продолжили концерт молодые музыканты: гость из Петербурга группа «Аффинаж», а также екатеринбургские группы «Богачи» и «Ромарио», могучие уральские рокеры Вадим Самойлов и «Курара», живая, вопреки всем слухам. Ну а на рассвете, по традиции, многотысячная толпа затянула про «ночь пройдет, наступит утро ясное», достала маленькие зеркала и отражала первый «луч солнца золотого». В бирюзовое рассветное небо полетели воздушные шары. Третья и, бесспорно, лучшая из трех «Ночь музыки» подошла к концу. Начинался новый день, хороший день.

 

Текст: Анастасия Мошкина, Ольга Маслова, Дмитрий Ханчин, Дарья Мичурина, Надежда Букрина, Александра Кладухина

Фото: Георгий Сапожников, Татьяна Доукша, Гиоргий Хицуриани, Ольга Маслова, Александра Кладухина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга