Поиск по сайту

08 Ноября 2017

Миша Кац: «Уральская земля музыкально насыщена»

О том, почему Бах не композитор, о вдохновении тишиной, и о том, что главное в жизни


Фото: Татьяна Доукша
Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

Тридцать седьмой приезд в Екатеринбург, семьдесят шесть концертов с оркестром В-А-С-Н по всему миру – поэтому дирижер Миша Кац говорит о Екатеринбурге «у нас», «в нашем городе», искренне переживает, что в уральской столице нет вместительного зрительного зала для настоящей музыки, и так же искренне радуется, говоря о талантливых музыкальных детях, которыми балует уральская земля.

8 ноября Городской дом музыки подготовил подарок для меломанов – концерт камерного оркестра В-А-С-Н и лауреата всероссийских и международных конкурсов солистки Софьи Меньшиковой (фортепиано, Москва) под управлением эффектного и завораживающего Маэстро – дирижера из Франции Миши Каца. Мы поговорили с ним накануне в перерывах между репетициями о концерте, о выборе площадки, о том, каким должен быть дирижер и что для него музыка Баха.

Миша Кац: «B-A-C-H» играет Моцарта так, как я не слышал даже в Вене»

О программе

Мы начнем с «Арии» Баха – одного из великих шедевров, который пришел к нам из космоса. Я считаю, что Творец смилостивился и подарил нам, земным, кусочек бесконечности. Потом будут два концерта для фортепиано с оркестром Баха – две музыкальные жемчужины, которые мы исполнимс нашей талантливой девочкой Сонечкой Меньшиковой (фортепиано), сегодня она учится в Центральной музыкальной школе города Москвы. Это первая часть концерта – космическая, божественный свет. Я вообще считаю, что Бах – это не композитор, а прямой канал из космоса. Второе отделение нашего музыкального вечера – это земной свет. Мы поднимем зрителей до небес, а потом вернем их одухотворенными на землю. В этом нам помогут «Простая симфония» Бенджамина Бриттена и шесть пьес из Первой балетной сюиты Дмитрия Шостаковича в переложении талантливого Николая Усенко. Если назвать программу одним словом, то это – фейерверк.

О площадке

В этот раз мы играем в Музее архитектуры и дизайна. Я бы хотел выступать в концертном зале, но в Екатеринбурге почему-то все еще нет сложных музыкальных программ и зала с хорошей акустикой для камерных оркестров, который мог бы вместить всех желающих послушать. Может, к 3000 году построят? Мест на 800 тысяч.

О работе с оркестрами

Я – гастролирующий дирижер. Моя работа всегда проходит кроваво: после концерта я инвалид, музыканты тоже травмированы, в позитивном плане. Я к любому оркестру прихожу с тремя новостями – две из них плохие, одна хорошая: в каждой ноте я знаю, что я хочу, поэтому будем страдать и вы, и я; я знаю, как сделать так, чтобы я получил то, что я хочу, поэтому будем страдать и вы, и я; третья новость – у нас будет феерический успех у зрителей на концерте, но феерия закладывается тяжелым трудом. Работа с оркестром – интеллектуально и эмоционально тяжелая работа для нас обоих, но так происходит и в живописи, и в любом искусстве.

Оркестр – это модель общества: 3-5 процентов – интеллигенция, 3-5 процентов не отличаются интеллектом, все остальные – середина. Задача дирижера через интеллигентов провести всю массу оркестра через тернии к совершенству.

О разнице работы с зарубежными и русскими музыкантами

Разница есть – это разная ментальность, разная скорость усвоения материала. Но я как умненький барометр: давление поднимается, барометр поднимается, давление опускается, барометр опускается. У меня нет заготовок – завтра все будет по-другому. Мне нравится мысль Умберто Эко о том, что в мире всё находится в движении и только одна точка зафиксирована – это человек, его сознание.

О камерном оркестре В-А-С-Н

С этим оркестром меня связывает многолетняя дружба, даже нет – у нас роман всерьез и надолго. Через коллектив прошло много музыкантов, которые сейчас работают в лучших оркестрах Урала, страны, всего мира. Мы– кузница талантов. С одной стороны это звучит гордо, с другой – это постоянная текучка кадров. Каждый мой приезд я начинаю всю работу заново, я как учитель начальных классов –каждый раз у меня первый класс. Но это не отменяет моего главного принципа – каждый концерт должен быть гениальным.

О творческих планах

Сейчас у меня один план – добраться до дома и выдохнуть, потому что у меня было несколько проектов подряд. Потом я еду в Индию – там еще несколько концертов, а затем отдых – обряд панчакарма. Мне необходимо это очищение тела и души, чтобы свет проходил через меня, чтобы я мог его ухватить и передать вам, зрителям, музыкантам.

О Екатеринбурге

Меня не потрясает здесь архитектура, но меня потрясают здесь люди, музыкальные дети. Мне нравится Екатеринбург, публика, я вибрирую с ней. Эта земля брутальная, но музыкальная, она перенасыщена музыкально. Она рождает музыкальное поколение за поколением. Я чувствую здесь музыкальные традиции. Не случайно здесь в эвакуации был Петр Столярский, педагог по скрипке, не случайно здесь был Большой театр.

О вдохновении

Меня вдохновляет все прекрасное. К примеру, моя мексиканская жена Анита, моя супруга – моя лучшая половина. Она моя муза. Меня вдохновляет красиво лежащий лепесток, умная мысль, звездное небо, от всего красивого исходят тонкие материи – энергетика. Я вообще убежден, что все ужасное идет от нас, а все гениальное и красивое приходит свыше.

Мы настолько зашорены, что не можем воспринимать безусловную красоту, слышать ее. А нам надо концентрироваться и искать тишину внутри нас – это еще один источник вдохновения.

Совет начинающим музыкантам

Ты здорово влип. Музыка – это чудовищное рабство, это профессиональный спорт, это дисциплина, одержимость, необузданная эмоция и мысль. Музыка – это не специальность, это судьба. Мы никогда не знаем, что будет завтра, но надо быть в музыке, оставаться в ней, раз ты однажды решил быть музыкантом. Надо слушать свое тело – это тоже как в спорте: маленький ростом человек должен играть в одной технике, высокий –в другой. Если ты уверен –играй, чувствуешь сомнение – нет. Не надо.Бойся первого порыва – он бывает всегда искренним и неошибочным.

О главном в жизни

Здоровье и чувство юмора, без этого мы – дырка в бублике. Именно здоровья и отношения ко всему в жизни с чувством юмора я всем и желаю.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры