Поиск по сайту

15 Ноября 2017

Бах, Джон Уильямс и французские клавесинисты в плеере Владислава Чепиноги

Екатеринбургский пианист рассказывает о любимой музыке


Мне нравится!

Новый герой нашей музыкально-культуртрегерской рубрики – знаменитый екатеринбургский пианист, чьи выступления с равным успехом проходят как в Филармонии, так и в «Доме печати». Владислав Чепинога рассказывает о классике, лучших саундтреках и прелестях рояля.

Музыкой я заинтересовался еще в утробе матери. Моя мама – музыкант, окончила Астраханскую консерваторию. Родился я в городе Владимире, где мама работала главным музыкальным редактором театра кукол. Потом мы переехали в Каменск-Уральский.

Помню, мне еще четыре года было, я безумно любил петь – все время что-то напевал сам себе. Мама, недолго думая, отдала меня на хоровое отделение музыкальной школы. Я там солировал, много пел, очень долго был хоровиком по специальности. Мне нравилось петь. У меня был высокий мальчишеский дискант, я слышал свой тембр, и мне это нравилось. Пели мы «Херувимскую» Бортнянского, «Stabat Mater» Перголези.

Фортепиано и тогда было мне не чуждо – помню, как играл «Инвенции» Баха. Ну а потом желание больше играть на этом инструменте привело к тому, что я перешел на фортепианное отделение.

В музыкальном мире фортепиано – король инструментов. У него огромная палитра музыкальных красок, удивительные возможности звукоподражательности и звукоизобразительности. Хороший рояль звучит богато, ярко, концертно. При всем уважении к исполнителям других специальностей, ни один другой сольный инструмент не даст такого масштабного оркестрового звучания, как рояль. Конечно, можно возразить, что орган, к примеру, может звучать громче и масштабнее, но, на мой взгляд, тембр органа все-таки весьма специфичен, в то время как фортепиано, безусловно, демократичнее и понятнее.

Все свои программы я тщательно продумываю: важна концепция, содержание и драматургия каждого концерта. Даже если это вечер музыки одного композитора, я все равно стараюсь выбирать произведения разножанровые, добавлять переложения его произведений другими композиторами.

Моя первая задача как исполнителя – найти внутреннее оправдание тому, что ты делаешь.

Люблю музыку французских клавесинистов и импрессионистов: Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо, Клода Дебюсси, Мориса Равеля.

Рахманинов и Чайковский понятны любому человеку на всем земном шаре.

Среди скандинавских композиторов главный – Эдвард Григ. Его концерт, к примеру, каждый узнает по первым же звукам литавр. В его музыке – полет, бесконечные скалы, прекраснейшие фьорды, живописная природа и сказочные миры северной страны.

Какая нынешняя музыка станет классикой – покажет время. Из современных произведений мне очень нравится «Стикс» Гия Канчели.

Я открыл для себя музыку Джона Уильямса, причем с фортепианной точки зрения. Почитал его биографию и, как нутром чувствовал – он окончил фортепианную школу. Среди его работ – музыка к «Звездным войнам», «Капитану Крюку», «Индиане Джонсу». Вершина его творчества – талантливейшая музыка к фильму «Список Шиндлера». Когда я ее играю, всегда комок в горле стоит – настолько глубоко музыка рассказывает о фильме.

Произведения Анжело Бадаламенти из сериала «Твин Пикс» – музыка состояния, атмосферы. Их я стараюсь играть красками – красками звука, акустикой.

Среди огромного количества прекрасных пианистов я мог бы назвать Михаила Плетнева, которого недавно слушал в Филармонии на его сольном концерте – он гений, умница с прекрасным слухом. Помимо прочего, дирижер, и у него отличное чувство формы. Также могу назвать Григория Соколова, Аркадия Володося, Марту Аргерих, Маурицио Поллини. Люблю ранние записи Ван Клиберна. Не могу обойти вниманием мэтров советской школы – Святослава Рихтера, Льва Оборина, Якова Флиера, Эмиля Гилельса, Григория Гинзбурга и многих-многих других.

У каждого настоящего композитора есть свое неповторимое лицо. История отбирает лица, непохожие на других. То же самое и у исполнителей: у каждого великого пианиста есть свой стиль.

Композитор пишет музыку не ради нот. Он хочет что-то передать.

У меня сложилось внутреннее убеждение, что ко всему нужно подходить профессионально. Для меня заявить себя как композитора было бы непорядочно в отношении настоящих композиторов, которые этим живут. Чтобы сочинять музыку, нужно пройти все этапы, постигнуть азы, каноны, изучать композиторское мышление всех эпох и стилей. Только зная все-все-все, можно найти что-то новое. Иначе получится то же самое, что и у других.

«Вот сейчас я напишу тонику-доминанту-субдоминанту, и будет новая музыка!». Да, может получиться мило, но ничего рядом с композиторским мышлением здесь не будет. Помимо красивой гармонии есть понятие формы и многого другого.

Классическая музыка воспитывает душу, кругозор, мышление. Она помогает в жизни, в семье, в воспитании детей, в общении с другими людьми, даже в том, как ты едешь в автобусе. Музыка насыщает духовно. Духовно насыщенные люди излучают добро и свет. А к добру люди тянутся.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры