Поиск по сайту

24 Ноября 2017

Звездное небо и пиксельный кит

Три американских композитора представили свои произведения в Свердловской филармонии и дали интервью «Культуре Екатеринбурга»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В Свердловской государственной академической филармонии прошел концерт «Музыка жилой комнаты»: Московский ансамбль современной музыки исполнил произведения американских авторов. Вместе с исполнителями в Екатеринбург приехали три композитора. Мы поговорили с ними об импровизации, звездах и китах.

Знакомьтесь – Памела Мэдсен, Эрик Драйс и Вера Иванова. Памела – композитор, автор мультимедийных опер, саунд-дизайнер и музыкальный куратор. Эрик – пианист, исследующий области между джазом, академической музыкой и импровизаций, и, по совместительству, супруг Памелы. Вера окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, получила аспирантский диплом в лондонской Guildhall School of Music and Drama, защитила кандидатскую диссертацию в нью-йоркской Eastman School of Music, а теперь живет в Калифорнии, где преподает и сочиняет музыку.

«Свои записи Вера Иванова прислала мне в 2000 году – так мы с ней и познакомились, – вспоминает Памела Мэдсен. – Я узнала многих русских композиторов благодаря ей – например, Софью Губайдуллину, Галину Уствольскую…»

Вера Иванова, в свою очередь, вспоминает, как познакомилась с Московским ансамблем современной музыки:

«Это случилось, когда я была студенткой Московской консерватории, они даже исполняли мои ранние сочинения. Потом я переехала в США, но в Россию возвращаюсь почти каждый год. В один из этих приездов мы встретились с менеджером ансамбля Викторией и как-то одновременно предложили друг другу посотрудничать. В итоге сначала участники ансамбля приехали в Калифорнию и посетили несколько университетов, потом стали принимать у себя американских композиторов, играть их музыку, делать тематические концерты. Теперь, благодаря поддержке посольства Соединенных Штатов Америки, у нас появилась возможность приехать в Екатеринбург».

Гастроли музыкантов и композиторов проходят в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», а для Московского ансамбля современной музыки сотрудничество со Свердловской филармонией – уже давняя традиция.

Вот так, если вкратце, и вышло, что вся эта компания посетила Екатеринбург и дала здесь один удивительный концерт. Прозвучали на нем произведения авторов, которых редко играют здесь – это Джон Кейдж, Дэвид Лэнг, Фредерик Ржевски, а также Вера Иванова, Памела Мэдсен и Эрик Дрисс. Правда, в случае с последним, исполнялось не совсем авторское произведение, а импровизация. Впрочем, значительную долю экспромта содержат и пьесы Памелы.

Одно из ее произведений называется «There will be stars» – «И будут звезды». Низкочастотный гул духовых, спорадические всполохи фортепиано и электронный эмбиент погружают слушателя в какую-то темную, прозрачную, «висящую» атмосферу. Звучат два голоса: один читает строки на английском, другой – на русском. Текст – проникновенная ламентация о необозримом звездном небе над головой.

«В “The would be stars” мы придерживаемся написанных Памелой нот – другое дело, что, кроме нот, в произведении нет никаких других констант, – рассказывает Эрик Дрисс. – Исполнители могут работать в любом порядке, включаться тогда, когда им угодно, сами решать, играть быстрее или медленнее, увеличивать или уменьшать длительность и напор звука. Ансамбль, исполняющий это произведение, обращается к небу, залитому звездами».

«”There will be stars” – пьеса, вдохновленная Полиной Аливерос, – говорит Памела Мадсен. – Полина – мой учитель по «глубокому слушанию». Это техника, применяя которую, ты погружаешься в глубокую мелодическую медитацию. Полины не стало в эти же дни, год назад. Это очень значительное для меня произведение».

Пьеса Веры Ивановой называется «Электростатистический кит». Это дуэт для бас-кларнета и кита. «Однажды я летела на самолете над побережьем Тихого океана, увидела, как в прозрачной голубой воде движется огромная стая китов. Сотни китов. Я была заворожена этим зрелищем, – рассказывает автор. – Мне давно хотелось написать сочинение для солиста ансамбля, кларнетиста Олега Танцева. Мне показалось, что тембр басового кларнета чем-то похож на звуки, которые издают киты. Я нашла звуковой семпл зова кита и стала его обрабатывать, приближать по звучанию к бас-кларнету. В процессе кит оцифровался. В моей пьесе он выплывает на поверхность и пикселизируется».

Исходя из всего услышанного и увиденного на концерте, прошедшем в Свердловской филармонии, можно понять, что представляет собой сейчас современная музыка. Во-первых, она сочетает музыкальные традиционные инструменты и электронику. Во-вторых, звуковые ландшафты играют в ней не меньшую роль, чем мелодии. В-третьих, ноты теряют в ней свою власть, в то время как исполнительская воля ее набирает. В-четвертых, она вбирает в себя опыт других искусств – поэзии, литературы, кинематографа. Ну и в-пятых, современная музыка, как и любая другая, рассказывает в первую очередь о чувствах, эмоциях и впечатлениях – и это самое главное.

P.S. Секрет успеха от Веры Ивановой:

«Когда я училась в Московской консерватории, то параллельно работала в гастрольном отделе Большого театра. У нас были гастроли в Лондоне. Выдался свободный день, я решила посетить местные учебные заведения. Посетила и подумала – а почему бы не попробовать поступить? В итоге – подала заявку и поступила. Потом примерно так же получилось и с Америкой – просто подала документы и поступила. Люди часто спрашивают меня: как у тебя все это получилось? Я отвечаю: «Просто подайте заявку».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга