Поиск по сайту

30 Ноября 2017

Вячеслав Кульмаметьев: «Все наше творчество – стремление подняться над бытом»

Художественный руководитель Капеллы мальчиков и юношей Детской филармонии — о грядущем исполнении «Магнификата»


Мне нравится!

5 декабря в Екатеринбурге прозвучит кантата Иоганна Себастьяна Баха «Магнификат». Родившееся, как и Екатеринбург, в 1723 году, популярное во всем мире произведение наверняка исполнялось в городе в разное время различными хорами и солистами. Но никогда «Магнификат» не звучал в аутентичном составе голосов. 5 декабря на сцене Екатерининского зала Детской филармонии кантату исполнят Капелла мальчиков и юношей, симфонический оркестр «Демидов-камерата» и блистательные солисты Надежда Бабинцева (ставшая недавно лауреатом Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Примадонна»), Елена Дементьева, Гарри Агаджанян, Юрий Волков и Александра Кирсанова. Идея проекта принадлежит художественному руководителю Капеллы мальчиков и юношей Вячеславу Кульмаметьеву.

Спустя триста лет после рождения «Магнификат» звучит в Екатеринбурге. В чем бессмертие и величие баховской музыки?

— В переводе с немецкого «бах» – «ручей». Но про него часто говорят, что Бах – не ручей, а море. Есть произведения, которые можно слушать бесконечно много и каждый раз делать открытия. И в этом Бах велик и гениален. Его творения называют «музыкальной библией», он считал свою работу служением Богу. Попытка прикоснуться к этому опыту – огромное счастье. Бах соединил традиции средневековой полифонии и протестантского хорала. Он сочетает в себе вертикальное и горизонтальное мышление. Его музыка невероятно выразительна и удивительно изобразительна, наполнена огромным количеством символов. В ней вся фактура прорисована: снисхождение Святого Духа, полет Ангела можно ощутить, услышать, увидеть. Бах, несомненно, музыкант-живописец, создавший визуальные музыкальные полотна.

— Работать над таким шедевром как «Магнификат»   определенного рода дирижерская смелость?

— В каком-то смысле, да. Хор должен обладать высоким уровнем вокального мастерства и техники: каждая партия выписана с большим диапазоном, с большой подвижностью, филигранной нюансировкой. Есть особенности артикуляции, произношения, звукоизвлечения. Изучая это произведение, дети прошли через столько этюдов! Работа с такой музыкой – огромный опыт для любого коллектива.

— Вы стремитесь к аутентичной манере исполнения?

— Конечно. Есть определенные исполнительские моменты, позволяющие музыке эпохи барокко звучать полноценно, ярко выявляя художественные особенности. Если мы не найдем нужную манеру пения, то богатейшая баховская фактура не проявится. За вокальной техникой кроется еще и интонационная сущность.  Сложность музыки в том, что она легко может превратиться в шум. Пускай чисто исполненный, но – шум!  Дирижеру важно правильно расставить акценты, высветить какие-то «цветовые» фрагменты. И это все выписано у Баха.

— Мальчики понимают, что они поют? Успевают ли переключиться на музыку Баха с сутолоки и нагромождений XXI века?

— Эта музыка не требует особого перестроения: она очень современная. Кто не бывал на стадионе и не испытывал чувства коллективного единения, когда, болея за свою команду, выплескиваешь мысли и эмоции? В этой музыке много того, что нас окружает и сейчас. Она потрясающа в плане энергетики. В ней много из рок-музыки: ритмическая пульсация, динамизм, кипящие эмоции. Вообще есть ощущение, что человек за три столетия не изменился. Я в этой музыке нахожу сегодняшний день.

— Вам удалось детей увлечь?

— Мне кажется, да. Хотя, конечно, они разные, кто-то более чувствителен к процессу, кто-то менее. В процессе работы происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие. А как по- другому? Наша задача сделать музыку доступной для восприятия. Для меня, повторюсь, она очень визуальна, я вижу в ней мир. И детям объясняю сложные моменты с помощью достаточно понятных им образов. Художники пишут картины послойно, и постепенно возникает целостный образ. Но всегда есть доминирующий слой, цвет, фактура. Так и в музыке. Очень важно правильно сделать акцент, распределить нюансы.

Раз уж мы заговорили о живописи… Глядя на фрески Андрея Рублева, понимаешь, что нынешние художники не смогут писать так, так он. И не потому, что они менее талантливы. Объем информации другой, в голове все устроено иначе. С музыкой та же история? Бах и его хор – люди другой эпохи, другого миропонимания?

— Музыка Баха жива до тех пор, пока она звучит. Все исполнения будут разными. Ноты – всего лишь музыкальный контур. В прежние века музыку писали для себя, никто не думал о том, что ее будет исполнять кто-то другой, и потому композитор не оставлял авторских пометок. Все произведения Баха были отредактированы при издании его наследия. Бах, как известно, был забыт на сто лет после смерти, и спасибо Мендельсону, который спас его музыку от забытья. Трудно сказать, кто сейчас продолжает традицию Баха.  Лейпцигский хор, которым он руководил, школа святого Фомы по-прежнему есть, но насколько эта традиция точна – вопрос. Мы в работе над «Магнификатом» учитывали опыт других исполнителей. Я изучил много вариантов. Но и мы делаем промежуточную работу. Итоговую сделает Владимир Капкан, дирижер «Демидов-камерата», который будет руководить и оркестром, и хором.  

— «Чтобы петь духовную музыку, нужно подняться над миром». Это красивая фраза или правда творчества?

— В каждой песне – возвышение духа. Если его нет, нет смысла в этой работе. Надо подняться над бытовыми ощущениями. Конечно, это большой труд, особое умение приводить себя в такое состояние, излучать это, осознавать, почему и зачем ты это делаешь. Каждый опыт предков переживает по-своему. В силу своей психологии, интеллекта, эмоциональности. По большому счету, это цель всего нашего творчества – подняться над бытом. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга