Поиск по сайту

12 Января 2018

От «Нау» до «Курары»

10 главных альбомов уральского рока


Мне нравится!

В преддверии фестиваля «Старый новый рок» вспоминаем десяток великих рок-пластинок, записанных в наших краях.

«Урфин Джюс» – «15»

Opus Magnum «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина – 120 минут лихого, закрученного, совершенно непредсказуемого арт-рока. Помимо песни «Человек наподобие ветра» явных хитов тут нет, но весь целиком альбом производит неизгладимое впечатление. Позже уральский, да и весь российский рок будет развиваться в совсем другом направлении, в почете будут минимализм и четкость посыла. Сейчас «15» воспринимается как памятник амбициям, как сны о чем-то большем.

Nautilus Pompilius – «Разлука»

Илья Кормильцев вспоминал, что никто из участников записи, проходившей в подвале Архитектурного института, не представлял, что делает нечто эпохальное. Однако так получилось: именно «Разлука» сделала «Наутилус» одной из главных рок-групп страны. Здесь есть и антивоенный марш «Шар цвета хаки», и гимн на все времена «Скованные одной цепью», и горячий боевик «Казанова», и незабываемый «Взгляд с экрана», и профетическая фраза «Эта музыка будет вечной». Позже группа перезапишет большинство этих песен в качественном лощеном звуке для альбома «Князь тишины», но именно «Разлука» с ее стрекотом драм-машины и юным голосом Бутусова сорвет головы целому поколению.

«Апрельский марш» – «Музыка для детей и инвалидов»


Самая странная группа Свердловского рок-клуба и ее первый альбом. Их психоделический нью-вейв был не похож ни на что другое, и до сих пор ни последователей, ни аналогов «Апрельскому маршу» не сыскать. На альбоме можно встретить галлюциногенные танцы, причудливые истории, каверы на Брайана Ино и хит «Котлован», с которым музыканты обошлись своеобразно: просто не стали исполнять на концертах, похоронив тем самым надежду на популярность «Апрельского марша».

«Настя» – «Тацу»


На своем дебютном альбоме Настя Полева явила миру нечто неслыханное. Повсеместный в те времена нью-вейв соединился здесь с племенными ритмами, песни наполнились звуками и запахами неведомых стран, а сама Настя запела как нимфа, привораживая слушателей. Лучшая вещь здесь – «Цунами», гарантирующая мурашки по коже. В отличие от многих других русских альбомов того времени, «Тацу» не рассказывал о том, что происходит здесь и сейчас, и отправлял слушателя в путешествие по загадочным мирам, сотканным из музыки и воздуха.

«Чайф» – «Дерьмонтин»

Как и в случае с «Разлукой», авторы этого альбома относились к записи по-разгильдяйски и не думали, что записывают классику: Шахрин тогда работал на стройке, а Бегунов – в милиции. «Дерьмонтин» бурлит дикой рок-н-ролльной энергией, сквозь грязный и шумный звук прорываются могучие хиты: крикливая панк-роковая «Белая ворона», народный «Вольный ветер», отчаянный блюз «Шаляй-валяй» и, конечно, «Rock'n'roll этой ночи».

«Агата Кристи» – «Декаданс»


Позади были напыщенно-театральные магнитоальбомы «Второй фронт» и «Коварство и любовь». Впереди – «Позорная звезда», «Опиум» и всенародная известность. Незамеченный в свое время «Декаданс» же оказался чуть ли не самой интересной записью группы. Красивый прозрачный звук, изысканные гармонии и увлекательные песни-истории. «Декаданс» – первый альбом «Агаты», где основным автором песен стал Глеб Самойлов. Позже из-под его пера выйдут большие хиты, а «Декаданс» останется в истории как самый умный и тонкий альбом группы.

«Смысловые галлюцинации» – «3000»


Последние подписанты Свердловского рок-клуба провели девяностые в тени, зато в начале нулевых заявили о себе на всю страну альбомом «3000». На нем Бобунец и компания провели операцию сколь простую, столь и неожиданную: соединили литой пост-панк с плаксивыми интонациями русской дворовой песни, смешали условных The Cure с условными «Руки вверх». Результат получился неотразимым. Пластинка стартует со слов «я беру тебя с собой в темный омут с головой», продолжается «братским» хитом «Вечно молодой» и окончательно доходит до ума на строчках «за звезду – полжизни».

«Курара» –  Механизмы»


Третий альбом «Курары» стал для группы своего рода золотым стандартом. Именно на нем группа нашла свой фирменный сухой костистый звук, свой необыкновенный грув, свою интонацию. Здесь есть проникновенные «Летчики», пронзительная «Алиса», «Зима» с разливанным соло Виталия Владимирова на трубе и, конечно, «Нас двое» – главный хит на все времена.

«Сансара» – «69»


К выходу этого альбома «Сансара» существовала уже больше десятка лет. Позади были попытки встроиться в бум рокапопса, выступления на «Максидроме» и «Нашествии», статус второстепенных героев ушедшей эпохи. На пластинке «69» группа Александра Гагарина изобрела себя заново. Здесь звучат сумасбродные духовые, самодельная электроника и страстные, заполошные песни про Доктора Хауса, Капитана Сорвиголову и Серебряное Копытце. Все вместе это складывается в экспериментальную поп-музыку будущего, которое так и не наступило. Позже страсти у «Сансары» несколько улягутся.

«Городок чекистов» – «Пустота»


Второй и лучший альбом екатеринбургского квинтета – восемь недлинных и метких песен. Драм-машина чеканит ритм, жужжат советские синтезаторы, а равнодушный голос вокалиста рассказывает об офисной работе, тусклых буднях, поездках на общественном транспорте и пустоте жизни: «Я выпил белого вина, но это не моя вина», «Задернув шторы, ни о чем не мечтаю», «Наученный горьким опытом, беседы веду исключительно шепотом». 24 минуты звучания – вот и вся любовь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры