Поиск по сайту

26 Февраля 2018

«Гран-при – это «Ах!»

О II Всероссийском фестивале-конкурсе эстрадных и джазовых ансамблей Live Sound — 2018


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера в Центре культуры «Урал» завершился II Всероссийский фестиваль-конкурс эстрадных и джазовых ансамблей Live Sound — 2018. Два дня, 118 выступлений солистов, ансамблей и оркестров, огромное число талантливых исполнителей и преподавателей, работу которых оценивали музыканты, считающиеся авторитетами в области российского эстрадного и джазового исполнительства, — творческий турнир был необыкновенно насыщенным!

В зале «Урала» царит спокойная и доброжелательная атмосфера: «посторонних» зрителей нет –лишь группы поддержки конкурсантов и жюри. От последнего, впрочем, поблажки ждать не приходится: каждого участника, будь то семилетняя пианистка, едва достающая ножками до педалей рояля, или многочисленный и мощный джаз-бэнд, эксперты оценивают со всей строгостью. Участники, чувствуя на себе взгляды профессионалов, явно волнуются, но держатся достойно: каждому хочется показать все, на что он способен. Сменяют друг друга лиричная мелодия «Cantabile» и задорная «Armando’s Rumba», звучит сказочная «Alice in Wonderland», на смену пианистам приходят гитаристы – и вот большой концертный зал «Урала» наполняется мотивами родом из жаркой Испании и Аргентины.

После каждого блока выступлений члены жюри удаляются в специально отведенную комнатку, где разгораются жаркие споры. Порой мнения не сходятся: кому-то участник запомнился, а кто-то счел, что тот ничем не выделяется, в одном случае хвалят выбор репертуара, в другом – работу преподавателя. Например, жюри никак не могло присудить Гран-при в номинации «Соло». В итоге «сольный» приз оказался вовсе не сольным – его вручили классу преподавателей Татьяны Певчевой и Александра Панова (Екатеринбург, гимназия «Арт-Этюд»). А вот следующее обсуждение оказалось максимально кратким: войдя в комнату, эксперты едва ли не хором сказали: «Последний оркестр – это да!» Таков и результат: потрясающе наполненный неповторимой энергетикой, мощный и разносторонний джаз-оркестр Южно-Уральского государственного университета под управлением Георгия Анохина, который покорил и зрителей, и жюри, в итоге завоевал Гран-при.

В перерывах между блоками мы пообщались с членами жюри конкурса, которые поделились своими впечатлениями от Live Sound – 2018 и порассуждали, почему начинающим исполнителям так важно слышать живой звук и всегда ли случается «стопроцентное попадание» в номинации Гран-при.

Илья МАКАРОВ (Екатеринбург) – джазовый пианист, композитор, аранжировщик, руководитель джазового ансамбля «Mobi J», артист Уральского государственного театра эстрады, лауреат международных джазовых фестивалей:

– Конкурс – это всегда определенный уровень мастерства, и у нас в Екатеринбурге он традиционно высокий. Главная фишка «Live Sound» — это, конечно, живой звук. За фонограммой можно спрятаться, а когда участники конкурса играют вживую, когда вокруг них – живые люди, идет живое общение, то они совершенно по-другому себя ведут и играют.

Мы в первую очередь оцениваем профессионализм, качество исполнения, артистизм. Безусловно, работать на публику непросто: кто-то делает это с удовольствием, а кто-то боится и зажимается. Да, здесь у нас нет полного зала, но есть мы, жюри, есть родители, группа поддержки — и исполнитель в любом случае должен работать на нас.

Гран-при – это очень сложная номинация. Это не только единогласное решение членов жюри –должно быть нечто цепляющее. Мы называем это: «вах!» — стопроцентное попадание. И в музыку, и в атмосферу, и в артистизм. Человек должен явно выделяться из общей массы.

Сергей Чашкин (Екатеринбург) – джазовый гитарист, бенд-лидер квартета Сергея Чашкина, преподаватель Свердловского областного музыкального училища имени П.И. Чайковского, лауреат международных джазовых конкурсов и фестивалей:

– Конкурс – это всегда система рейтинговых оценок, всегда возможность выстроить некую шкалу — от начинающих ребят до старших, самых сильных. В целом, мне кажется, что «Live Sound» демонстрирует нам прогресс, движение в плане развития джазовой музыки, развития системы образования. Конечно, всегда есть, что сказать и молодым, и уже более опытным ребятам. Но конкурс движется в правильном направлении: появляются новые музыканты, иногда очень молодые, которые еле дотягиваются ногами до педалей рояля.

В последнем блоке у нас была семилетняя девочка, у которой уже есть чувство ритма, необходимое при исполнении джаза. Его нет у многих старших исполнителей (скорее всего, появится, но позже). Я вспоминаю себя, а я начал заниматься музыкой гораздо позже, и поражаюсь, что в таком возрасте девочка уже делает настолько уверенные шаги в исполнительстве. В каждой номинации можно было отметить одного-двух ребят, которые на шаг-два были впереди остальных.

Сергей Говоров (Москва) — саксофонист, старший преподаватель по классу саксофона в Московском государственном педагогическом университете, Детской школы искусств № 14 города Москвы, лауреат международных джазовых фестивалей:

– Детское и юношеское музицирование актуально всегда, и конкурсы, подобные Live Sound, очень важны: они позволяют детям сравнивать себя друг с другом, преподавателям – посмотреть, как, по каким стандартам ведется работа в том или ином классе.

Самое главное в этом конкурсе – живое музицирование именно с ансамблем, с ритм-секцией. Очень часто у детей нет возможности выступать с живыми музыкантами: на специальности каждый играет только на своем инструменте. А в рамках этого конкурса можно попробовать! Существование такого формата мне кажется очень важным. Я помню, как учился сам, очень много преподаю и знаю, что в основном это происходит так: ребенок выучил программу, стоит и играет, а концертмейстер его «ловит». И ребенок, по сути, вообще не слышит, что происходит. А вот игра в ансамбле приучает музыканта прежде всего слушать и слышать — это очень важно и для дальнейшей карьеры, и даже для непрофессионального развития.

В Екатеринбурге я вижу очень сильных саксофонистов и пианистов, сейчас подтянулись и гитаристы. Я часто езжу с мастер-классами по городам, и Екатеринбург демонстрирует один из самых высоких уровней – я бы сказал, зачастую даже выше, чем в Москве. Мне кажется, здесь большую роль играет работа педагогов, искренняя и участливая. Бывает так, что человек любит детей, живет их жизнью, хочет им многое дать – а дать нечего, или наоборот: очень большой профессионал, у которого не обучение, а муштра. А здесь, в Екатеринбурге, у педагогов есть и профессионализм, и любовь к детям – и это видно по тому, как участники вдут себя на сцене.

Определить, кто достоин Гран-при, не всегда бывает просто. Сложно, когда по факту некого выдвинуть на эту номинацию. А бывает, как сегодня: перед финальным блоком мы уже ничего не ждали, а после выступления последнего оркестра все пришли и сказали: «Вот это – да!» Это действительно Гран-при. Бывает и по-другому: жюри заходит в комнату и не может вспомнить имен исполнителей. Гран-при – не просто лауреат с максимальной оценкой, это – «Ах!»

Выделив безусловных победителей, жюри не могло не отметить и других успешных исполнителей. Так, звания лауреата были удостоены 40 исполнителей, еще восьмерым участникам были вручены специальные дипломы: Дарью Уфимцеву из Детской школы искусств №3 (Челябинск) отметили «За нестандартный подход к подбору репертуара», сразу два диплома – «Яркий дебют в джазе» и «За живую импровизацию» были вручены участницам Екатерине Акимовой и Дарье Бойцовой из челябинской Студии Современного Творчества «VivArt». Еще пять заполучили учащиеся Детской музыкальной школы №1 имени М.П. Фролова из Екатеринбурга: Пётр Дулесов унес с собой диплом «За творческий дебют», Игорь Бережков – «За артистизм», Анна Глотова – «За чувство стиля», Алёна Андрян – «Ритм в джазе», Михаил Брянцев – «Яркий дебют в джазе».

Конкурс проводится Городским ресурсным центром по направлению «Искусство эстрады и джаза» Детской музыкальной школы №1 имени М.П. Фролова, городской методической секцией эстрадно-джазового искусства, Центром культуры «Урал», Центром социально-культурных проектов «Форум искусств».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры