Поиск по сайту

03 Июля 2018

Иногда они возвращаются

Участники фестиваля «Маяк» – что с ними сейчас


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

Не успел Екатеринбург отдышаться от Уральской ночи музыки, как на город обрушивается еще одно событие – фестиваль «Маяк», знаменующий мощный удар из четырех знаковых артистов эпохи «Нашего радио». Земфира, Дельфин, «Би-2», «Сплин» – группы, на которых выросло не одно поколение, последние по-настоящему крупные фигуры отечественного рока. В преддверии фестиваля рассказываем о том, за что они в свое время были любимы и что с ними происходит сейчас.

Земфира

«Аллё! Я девочка-скандал девочка-воздух. Моё Kenzo сандал – наш с тобой birthday», – с этими словами Земфира ворвалась в сердца миллионов россиян и поселилась в них навеки. Мы наблюдали, как девочка-скандал взрослела, крепчала, меняла стили, искала себя. Она делала хиты на «Прости меня моя любовь», наводила мороку на трип-хоповых «Четырнадцати неделях тишины», погружалась в экспериментальные пучины на головоломной «Вендетте», пела чужими голосами на «Спасибо», покорно выворачивала душу наизнанку на блистательной, великолепной пластинке «Жить в твоей голове». Она искала, ненавидела, любила, задыхалась от нежности, разбивалась, не отпускала, жила в нашей голове – и живет там до сих пор.

Последняя на данный момент запись Земфиры – концертный альбом «Маленький человек». Всякий слышавший его поражался тому, какой у нее сейчас звук. Веский, мощный, изящный, минималистичный, воздушный, подвижный, весь какой-то сверкающий, искрящийся. Старые песни певицы были основательно переработаны, и в новых аранжировках ее мелодические находки расцветают краше прежнего. Но главное – это строчки-крючки, которыми она цепляет нас вот уже два десятилетия кряду.

Несмотря на значительный сценический возраст, Земфира остается передовым российским исполнителем, и даже в старых ее песнях слышны тренды завтрашнего дня. Нет сомнений, что именно выступление Земфиры станет ключевым моментом фестиваля «Маяк».

Дельфин

Читал подростковый рэп в «Мальчишнике», играл шумовое суицидальное диско в проекте «Дубовый Гаайъ», был новым Цоем на первых пластинках проекта Dolphin, изобрел русскую версию построка на альбоме «Ткани», предвосхитил моду на восьмидесятнический синти-поп на пластинке «Юность», негромко читал стихи на «Андрее». Был главным российским воплощением альтернативы. Его наработки растаскивали все, кому лень, на звуке отдельных его альбомов люди строили себе карьеры, сам же он никогда не повторялся.

В последнее время казалось, что фитиль Андрея Лысикова потух – на альбомах, вышедших с 2011 по 2016 годы, звучали тихие, интроспективные, и, по правде говоря, маловыразительные песни. Все изменилось минувшей весной, когда вышел альбом «442». Семь треков, составляющих материал этой пластинки, наполнены зазубренными гитарными линиями и смертным барабанным боем. Дельфин поет, а временами кричит о войне, о боли, о всем происходящем вокруг: «Мы движемся в сторону рая через ненависти моря», «Режьте друг друга ломтями мяса», «Я улетаю бомбить города».

Судя по последним концертам, новые песни Дельфина составляют ударную силу его нынешней программы наравне с давними хитами.

Сплин

В начале XXI века группа «Сплин» была самой многообещающим ансамблем русского рока.  От фольклорного «Коллекционера оружия» – к инди-роковому «Гранатовому альбому», от психоделической «Альтависты» – к жесткому и всеохватному «25-му кадру»: музыка менялась, поэтический гений Васильева крепчал от года к году, а отчаянная и злая «Линия жизни» прозвучала в балабановском «Брате-2». Казалось, должно случится что-то очень важное, вот-вот Васильев проговорит какие-то главные строчки, напишет песню, которая все нам объяснит про нас самих.

Что же случилось в итоге? Группа «Сплин» продолжила исправно записывать все новые и новые пластинки – увы, все более и более однообразные. Последние проблески былого гения можно было наблюдать в 2007 году в песне «Прочь из моей головы» – гневной отповеди всему сущему. Потом были «Сигнал из космоса», «Обман зрения», «Резонанс» в двух частях, «Ключ от шифра», совсем недавняя «Встречная полоса». Что звучит на этих альбомах? Примерно одно и то же: сухой барабанный бит, минорные клавиши, надсадно-рокерская гитара да голос Васильева, тянущий что-то нейтрально-умиротворенное. Эксперименты с электроникой, струнными и рэпом общей однообразной картины не меняют: похоже, Васильеву больше не о чем спеть, и отсутствие искры он подменяет изысками в аранжировках и словесной игрой.

«Гни свою линию», – настойчиво требовал он в «Линии жизни», но своему совету не последовал: новейшая история группы «Сплин» – одна сплошная прямая линия. Впрочем, обширная и лояльная фан-база принимает новые записи группы на ура, так что, возможно, мы чего-то недопонимаем.

Так или иначе, грядущий концерт наверняка не обойдется без старых хитов, ничуть не утративших своей свежести, ведь за один только «Орбит без сахара» можно отдать добрую половину всей новой музыки.

Би-2

На рубеже тысячелетий группа «Би-2» провела евроремонт русского рока – привила ему вкус к гладким электронным аранжировкам, изящным мелодиям и эротической двусмысленности (на этом поприще, впрочем, большего успеха добился Илья Лагутенко). Шура и Лёва жили на широкую ногу: колесили по стране со «Сплином», пели дуэтом с Чичериной про «мой рок-н-ролл», вопрошали о какой-то абстрактной Варваре, в имени которой слышалась неведомая, но притягательная американская Барбара, и в целом являли собой этакую русскую версию группы U2 – минус общественная деятельность, плюс светский лоск. Но главная их песня – модный по тем временам тяжеляк про полковника, которому никто не пишет, прозвучала в фильме «Брат-2», подтвердив тот факт, что у Алексея Балабанова очень тонкий слух на современный русский рок.

В отличие от «Сплина», от этой группы никто не ждал каких-то откровений и прорывов: «Би-2» всегда были скорее про шоу-бизнес, чем про поэзию. Правда, музыкальный шоубиз в нашей стране быстро загнулся, но Шура и Лёва оказались находчивыми и интегрировали свой проект в набирающий обороты российский кинопроцесс: их песни звучат и в «Ёлках», и в «Мамах», и в разномастных сериалах, ну а серия фильмов «О чем говорят мужчины» и вовсе строится на песнях «Би-2». Попутно, чтобы оправдать стадионные туры, группа выпускала альбомы, на которых пелось что-то незамысловатое про хипстеров и дурочек.

Последняя их пластинка, впрочем, оказалась серьезнее, чем стоило ожидать: на «Горизонте событий» группа нарулила плотный и убедительный саунд, в текстах появился намек на гражданскую позицию, а в одном из треков гостевой куплет зачитывает рэпер Оксимирон – новая стадионная звезда России. Словом, «Би-2» неплохо освоились в новой среде, держат нос по ветру. Ну а от грядущего концерта стоит ждать хит-парада нетленных хитов: «Полковник», «Варвара», «Ангелы» и все, что ностальгирующей душе угодно.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры