Поиск по сайту

27 Июля 2018

О человеке через музыку

Открытие IX Венского фестиваля музыкальных фильмов в Екатеринбурге


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

26 июля на площади Кирова перед Уральским федеральным университетом состоялось открытие девятого по счету Венского фестиваля музыкальных фильмов. Первым в программе стал живой концерт группы Oberton String Octet. И уже можно говорить, что традицией фестиваля становится то, что коллектив, открывающий две недели праздника музыки, впервые выступает в России.

Еще за полтора-два квартала до площади Кирова стали заметны людские потоки, объединяющиеся в единую реку, которая становилась полноводнее по мере приближения к традиционной площадке фестиваля. За полчаса до концерта были заняты не только стулья, но и места на газонах – такого людского наплыва еще, пожалуй, не было. Сказаны громкие слова и приветственные речи, отдана дань всем спонсорам, вышли и настроились музыканты Oberton String Octet, и пространство начала заполнять музыка, не просто заполнять, а изменять его.

Первая композиция – увертюра к оперетте «Летучая мышь» Штрауса. Легкая атмосферная музыка прямо-таки заставляла мысленно, а некоторых даже мышечно, вальсировать, представляя себя на улицах и площадях Вены. Звучание струнного октета заполняло все пространство перед зданием УрФУ, создавая эффект дополненной реальности: если кто-нибудь из зрителей хоть раз видел новогодний или летний концерты Венской филармонии, то они без труда могли мысленно перенестись в дворцовый парк Шёнбрунн или Венскую филармонию. Детали совпадали почти один к одному: жужжащие шмели на белых петуниях, которые с заходом солнца пахли все сильнее; летающие под музыку стрижи, окружающие не менее музыкальный квадрокоптер; маленькие девочки в белых кружевных платьях, вальсирующие в своем ритме, но в карнавальных масках с перьями; милые старушки в шляпках, задумчиво смотрящие в глубь времен.

Гармония XIX века неожиданно сменилась хаосом XX – даже не зная точно, что из-под струн зазвучали произведения Дмитрия Шостаковича, сидящая рядом молодежь сразу же угадала, что Oberton String Octet перешел на музыку XX века. Первый концерт для струнного октета Шостаковича наполнен хаосом, созвучным современному миру, это ломанность, нелинейность музыкального повествования, одновременные дисгармония и прорывающаяся через нее, как будто через колючую проволоку, гармония. На контрасте со Штраусом музыка Шостаковича наполнена болью за человека, за невозможность гармонии в мире, если в душах людей ее нет. Наверное, огромное летнее городское пространство, кажущееся спокойствие и величие окружающего здания в стиле сталинского ампира, те же цветы на клумбе и атмосфера пикника на городском газоне под предыдущую расслабляющую и возвеличивающую человека музыку как нельзя острее приводят на контрасте к пониманию сложной музыки Шостаковича: без принятия хаоса как основного закона жизни не понять саму жизнь. Без этого понимания можно весь свой век прожить как белка в колесе, исполняя чужие прихоти, выданные за желания самого человека.

Концерт для октета Мендельсона снова возвращает в нас веру в величие человека, в гуманизм. Мы слышим музыку, подходящую под парковую зону где-нибудь у величественного классического замка, будь то Петергоф или Вена. Мы снова уверены в дне сегодняшнем и будущем, но это уже не абсолютная слепая вера, а вера только в себя и собственные силы. Жизненные силы, гармония исходят не извне – они внутри нас. Архитектура этой музыки, ее сложная, но гармоничная ансамблевость открывает пространства внутренние – пространства души, в которой могут быть и выжженное пепелище, и великолепный дворец.

Второе отделение Oberton String Octet посвятили музыке народной; народной в том смысле, что она наиболее полно выражает характер и национальные особенности той или иной страны. Дело в том, что все восемь участников коллектива – музыканты из разных стран. Словенская (Вероника Брецель – музыкант из Словении) народная свадебная песня «Дайте-дайте», положенная на октет, – это легкая оптимистичная мелодия, наверняка танцевальная, потому что под ее ритм невозможно было оставаться на месте, что тут же продемонстрировали дети. Лиричная латвийская мелодия Saule, Perkons, Daugava соединяла в себе ностальгию, восхищение родиной и осознание себя частью великого целого. Пространство американских прерий вдруг возникло перед взором гостей фестиваля, когда музыканты заиграли национальную колумбийскую мелодию Prende La Vela, откуда родом виолончелист Себастиан Мендоза: сложная по ритму и тембру мелодия рисовала суровость и зной колумбийских пространств, топот копыт стада быков и даже полет хищных птиц в поисках зазевавшейся добычи, а на фоне этого – уверенного в своих силах человека, потому что положиться больше не на кого. Еще звучали знакомые и незнакомые мелодии ЮАР, Польши, Украины, Австрии и Италии.

В завершающей части концерта зрители услышали танго Астора Пьяццоллы – прекрасную музыку для завершения жаркого летнего дня. Танцевальные чувственные мелодии наполнили улицы Екатеринбурга страстью и эмоцией, острым ощущением каждого мгновения, характерным для испанского мироощущения. Нельзя сказать, что суровые уральцы не ценят каждую минуту короткого лета, но эта музыка учит еще чутче относиться к каждому мгновению жизни, находя в нем смысл, а иногда даже порождая новый.

Музыка живого концерта, исполненная Oberton String Octet, демонстрировала разность времен и пространств, но вся она была о человеке и его мироощущении; разность стилей мелодий в подборке рождала новые смыслы и понимание композиций в синергии друг с другом.

Кстати, в этом году фестиваль – это два живых концерта, девять концертов и три оперы в записи. Время начала каждого показа в этом году разнится: так как фестиваль перенесен на вторую половину лета, то солнце садится раньше, и многие показы начинаются в 19:00, а не в 20:00, как было всегда. Посмотреть афишу фестиваля можно здесь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга