Поиск по сайту

08 Августа 2018

«Если б знали вы, как мне дороги…»

На Венском фестивале музыкальных фильмов показали запись одного из последних концертов Дмитрия Хворостовского


Мне нравится!

Программа Венского фестиваля музыкальных фильмов в Екатеринбурге этого года отличается записями с многозначной смысловой нагрузкой, которая не лежит на поверхности, но возникает в синергии: от того, кто выходит на сцену, – солисты, дирижер, оркестр, конкретной программы, места действия. Самой показательной стала демонстрация записи предпоследнего концерта Дмитрия Хворостовского, проходившего 23 июня 2017 года в замке Графенегг в Нижней Австрии на самом, пожалуй, безмятежном музыкальном фестивале Sommernachtsgala Grafenegg («Летний вечер в замке Графенегг»), где партнершей по сцене выступила молодая и яркая оперная певица Аида Гарифуллина.

Как резко полюбить классическую музыку, если вдруг вас еще она не тронула (и такое бывает)? Смотреть записи венских музыкальных фестивалей – летних и новогодних, устраиваемых Венской филармонией, летних фестивалей в австрийских замках. Как вернуть себе вкус жизни, способность к чуткости, ощущение прекрасности бытия? Ответ будет аналогичным предыдущему.

Пожалуй, это единственный в мире пример страны, где классическую музыку взяли за национальную идею. Эта мысль вдруг озаряет, когда смотришь видеоряд увертюры к концерту Sommernachtsgala Grafenegg – 2017: поход на концерт фестиваля организован как праздник – праздник высокого качества, где все продумано до мелочей. Само место – замок Графенегг и его парк – отреставрировано и реконструировано так, чтобы это стало идеальной площадкой для музыкальных фестивалей и концертов. Сцена-ракушка с крышей, похожей на отчаянную чайку в полете, украшена белоснежными цветами; органично использован ландшафт, чтобы зрительный зал представлял собой «партер» из лужайки в низине и «балконы» на холмах, окружающих сцену: в «партере» зрители при параде, на «балконе» – стиль пикника (пледы и удобная одежда). Инфраструктура продумана и заточена под классическую музыку, где все великое заключается в деталях. К примеру, к залу под открытым небом зрители долго идут через парк по дорожкам, по бокам которых красивейшие миксбордеры из всевозможных цветов, – уже невозможно не отречься, хотя бы на время, от дня сегодняшнего.

Надо сказать, что съемка концерта осуществлена так, чтобы и зритель через экран ощутил полный эффект присутствия на этом событии – мы тоже повторяем путь тех, кто пришел на этот концерт под музыку Петра Ильича Чайковского из оперы «Мазепа». Сочетание визуального и звукового прекрасного рождает у кого-то из зрителей, сидящих рядом, фразу «До тошноты красиво!», сказанную с максимальным восхищением в голосе.

И вот, мы, как и гости концерта в замке, видим сцену, Австрийский симфонический оркестр Tonkünstler-Orchester и отличающегося чувственностью в трактовке классических произведений дирижера Ютака Садо. На сцену выходит Аида Гарифуллина с трогательной колыбельной Марии из оперы «Мазепа», и зрители настраиваются на прекрасное и трагическое одновременно.

Программа чередует музыкальные и вокальные номера, сольные вокальные номера и дуэты. Поэтому когда на сцену выходит Дмитрий Хворостовский петь партию в дуэте Церлины и Дон Жуана из оперы «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта, мы уже подготовлены увертюрой к этой же опере в исполнении оркестра. Да, этот мир прекрасен, да, есть изумительно красивые места, но все это останется, а человек уйдет. Жизнь потому и есть жизнь, что есть смерть; смех будет неоценен без слез, а солнце без дождя и так далее. Исполнение дуэта Церлины и Дон Жуана баритоном Хворостовского и сопрано Аиды Гарифуллиной, сочетание их голосов было драматургичным и артистичным, больше, чем может себе позволить концертное исполнение произведения. Зная из дня сегодняшнего о состоянии Дмитрия Хворостовского год назад, понимаешь, что это победа духа над телом – не просто выйти, петь, даже улыбаться, а быть в образе героя, бросившем вызов судьбе и идущем до конца в этом своем выборе. Пожалуй, такой силы откровения еще не было при исполнении этой партии.

Кульминацией эмоций стали произведения Джузеппе Верди: исполненная оркестром увертюра к опере «Сила судьбы» – уверена, что выбор режиссером ли, дирижером, самим певцом – это сейчас неважно, был сделан специально; последующая за этим ария Риголетто из оперы «Риголетто» в исполнении Хворостовского. Мощь, артикулируемая певцом в «Куртизаны, исчадье порока» с экрана, была такой силы, что прямо над площадью Кирова вдруг встало небольшое, но черное облако, хотя все небо вокруг было голубым.

В концертной программе еще были произведения Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Эрнесто Тальяферри, народная песня – визитная карточка Дмитрия Хворостовского «Очи черные» и исполненные дуэтом «Подмосковные вечера» Василия Соловьева-Седого. «Подмосковные вечера» солисты исполняли дважды: второй раз – на бис, и это был последний бис Хворостовского.

Что еще будет на Венском фестивале музыкальных фильмов, можно посмотреть по ссылке.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры