Поиск по сайту

12 Ноября 2018

Ускользающая красота и нейлоновые струны

О концерте Дэвида Брауна и «Другого Оркестра»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В минувшую субботу на сцене Центра культуры «Урал» встретились певец-путешественник Дэвид Браун из группы Brazzaville и «Другой Оркестр» в полном составе.

На гитаре у Дэвида Брауна стоят нейлоновые струны. Звук у них по определению менее звонкий, чем у металлических. Взамен холодной ясности – теплота, шершавость, неброская красота. С этими струнами Браун объездил весь мир. Путешествие началось, когда ему было 19, и он покидал родной Лос-Анджелес в надежде избавиться от героиновой зависимости. Избавление прошло удачно, и новым наркотиком для музыканта стала дорога. Индия, Бразилия, Индонезия, Япония, Непал – уже много лет как Дэвид постоянно в пути, и с миру по нитке собирает отголоски местных музыкальных жанров. Португальское фаду, ямайский даб, бразильские босса-нова и тропикалия, американский блюз, японские мотивы, индонезийский поп – вся эта экзотика идет на службу его песням. Теплым, шершавым, исполненным неброской и, вдобавок к тому, ускользающей красоты. Спокойным, меланхоличным, мужественным. Браун поет бархатным баритоном и сочиняет песни – полароидные снимки из нетуристических мест: облака в Камарило, корабли в Тайване, ночной поезд до Москвы, девушка из Владивостока. Эти сочинения мало кому пригодились на родине музыканта, стали умеренно известны в Европе, где он сейчас проживает, и вызвали безграничную любовь у русского слушателя. Любовь оказалась взаимной: вот уже много лет подряд каждый год Дэвид Браун с группой и без гастролирует по нашей стране, дает концерты даже в далеких маленьких городах, перепевает на свой лад песни Цоя и Боярского, пытается разгадать секрет загадочной русской души.

Дэвиду 51 год, но о возрасте напоминает лишь благородная седина в волосах. В остальном он моложав, весел и чрезвычайно хорош собой. Местному зрителю он хорошо знаком: трудно сказать, в который уже раз Браун приехал с концертом в Екатеринбург, а кроме того, на его счету – дуэт с уральской певицей Верой Мусаелян. Однако этот приезд – особенный: еще никогда раньше браззавильские песни не звучали в сопровождении настоящего оркестра.

Как мы уже писали, Дэвид Браун охоч до звуков самого разного происхождения и имеет обыкновение облекать свои песни-кругосветки в одеяния разных музыкальных культур. На концерте в «Урале» за неимение других музыкантов из группы Brazzaville все эти нюансы аранжировок понятным образом отсутствовали. Взамен им «Другой Оркестр» предложил свои фирменные приемы: движущиеся атмосферным фронтом духовые, переливы струнных, плачущее где-то вдали фортепиано. Вообще, основной интригой субботнего концерта было то, как негромкие, деликатные сочинения Брауна будут сочетаться с оркестровой мощью. Дирижер и художественный руководитель Александр Жемчужников по такому случаю дал своему коллективу команды «пиано» и «легато». «Другой Оркестр» изрядно поумерил свой привычный пыл – настолько, что на его фоне были отчетливо слышны нейлоновые струны брауновской гитары.

Новый звук пришелся браззавильским песням до того впору, что с ходу захотелось эту их ипостась признать классической. Благо, концерт записывался, и, хочется надеяться, в скором времени станет доступен для прослушивания.

Слова «душевный» и «атмосферный» давно уже обесценились из-за повсеместного их использования, однако к прошедшему в «Урале» выступлению именно их и хочется применить. За полтора часа прозвучали все основные хиты группы, в том числе и замечательная «Clouds of Camarillo». Не было разве что брауновской интерпретации «Звезды по имени Солнце», зато не обошлось без «Зеленоглазого такси». Подобно самим песням, концерт протекал легко и размеренно. Сам певец много шутил, с удовольствием проговаривал различные русские слова, а для исполнения одной из песен попросил слушателей достать ключи и позвенеть им, и зал наполнился мелодичным звоном – это было красиво. Ну а момент истины наступил на песне «Robot», где Дэвид Браун любовным дуэтом спел с Юлией Дьячковской. В оригинальной версии солирует Вера Мусаелян из группы «АлоэВера», но Юлия исполнила эту партию на порядок сильнее, она выдала такую щемящую эмоцию, что на какой-то миг затмила и именитого гостя, и весь оркестр.

Но в целом Brazzaville – история не про сильные эмоции, а про чудное мгновение и мимолетное видение. Этот уникальный в своем роде концерт и был таким мгновением. Ускользающая красота: вот звучали скрипки, бренчали нейлоновые струны и пелись сердобольные песни, а вот зал уже пустеет, но осталось какое-то ощущение – то ли в воздухе, то ли в душе. Темнота за окнами поезда, профиль красивой незнакомки в тот вечер, засевшее в памяти облако необычной формы, корабли, исчезающие поутру в тумане, взмах дирижерской палочки, красивый гитарный аккорд, изящный изгиб мелодии. Все те вещи, что кажутся незначительными, но на самом деле составляют саму суть жизни – вот каким был этот концерт.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов