Поиск по сайту

26 Ноября 2018

Слова без музыки и музыка без слов

В Екатеринбурге прошел фестиваль «СМС: слова и музыка свободы»


Текст: Юркова Екатерина Текст: Юркова Екатерина
Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Алексей Патентный Фото: Алексей Патентный
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Фото: Михаил Морозов Фото: Михаил Морозов
Мне нравится!

На прошлых выходных Ельцин Центр отметил свое трехлетие и 25-летие Конституции масштабным трехдневным фестивалем, участниками которого стали музыканты, поэты, журналисты, блогеры, общественные деятели. Рассказываем о том, как это было.

Фестиваль открылся спектаклем «Господин хороший» – прямым наследником нашумевшего «Гражданина Поэта». Участниками его стали Михаил Ефремов, Андрей Орлуша и Андрей Васильев. Выдержанная в самостийном жанре «ньюзикл», эта постановка была посвящена самым важным новостям текущего момента. Так, например, Орлуша зачитал стихотворение, посвященное аресту рэпера Хаски и отмене его концертов в Краснодаре.

Одним из главных героев второго дня стал Евгений Ройзман – он рассказал о взаимоотношении СМИ и властей. И хотя изначально встреча с экс-мэром носила название «Быть лидером общественного мнения в окружении недружественных СМИ. Каковы шансы?», сам спикер отметил, что наиболее точным заглавием разговора станет: «Опыт политического выживания в окружении недружественных СМИ». «Я лидером общественного мнения себя не считаю, и к лидерству особо не стремлюсь», — пояснил свое уточнение Евгений Ройзман. Основным посылом спича стала простая мысль о том, что для политика самое главное – это живое общение с горожанами. Именно оно помогает установить мосты доверия, а также сыграть на руку в конфликтных ситуациях. Даже в случаях, например, если СМИ объявляет политику бойкот. Вторым связующим звеном может стать общение с публикой в социальных сетях через посты. Так у Евгения Ройзмана появились странички в Facebook, Instagram, серия видео на YouTube.

Музыкальное направление дневной программы открытых выступлений фестиваля в первый день было не таким мощным. Тем не менее, состоялся разговор под названием «Музыка в сети. Убийство или перерождение» между музыкальным обозревателем газеты «КоммерсантЪ» Борисом Барабановым, музыкантом Васей Обломовым и музыкальным пародистом Кириллом Нечаевым. Вот только от заданной темы музыканты быстро отошли, предпочтя обсудить моральное влияние современной музыки на молодое поколение.

Все же, в самом начале беседы нам удалось уследить крупицы темы в небольшом рассказе Васи Обломова о начале его карьеры. Началась она с песни «Еду в Магадан», которая получила огласку в 2010 году в интернете. И пусть это не 90-е, но совсем другая, отличная от современной, реальность. Например, в песне упоминается iPhone3G – памятник эпохи.

«Это была новинка по тем временам. У министра культуры в песне «Еду в Магадан» айфон 3G, который сейчас никто не помнит, — отметил Вася Орлов, он же Обломов. — Я сочинил эту песню и записал ее дома, не особо стараясь. Дальше я показал ее своему другу Руслану Волкову, на тот момент он был директором Дельфина. Мы отправили припев песни в продажу в мобильный контент. Тогда было очень модно ставить себе на звонок обратный гудок. Сорок секунд хрипящей музыки приносили всем невероятное бабло. Никто не знал ни Васю Обломова, ни песню,но эти дебилы накачали ее на 20 тысяч рублей. Мы вложили эти деньги в ролик, так что можно сказать, что он сделан на народные деньги. Через неделю клип в интернете собрал десять тысяч просмотров, что по тем меркам было невероятным успехом».

Позже, уже на вечерней программе Вася исполнил свою самую известную песню, чем весьма порадовал не только фанатов, но и просто людей, пришедших «заодно» с другом. Ведь припев «Еду в Магадан» стал культовым. Звук в атриуме Ельцин Центра был хорош настолько, что можно было разборчиво слышать пусть не каждое слово вокалиста, но улавливать смысл его песен, что очень важно для творчества Васи Обломова и его многословных текстов-рассуждений. Помимо «Еду в Магадан». были исполнены «Унылое г***о», «Письмо Санта Клаусу», «Живи» и новая, еще нигде не опубликованная песня «Осторожно, двери закрываются».

Сергей Бобунец сыграл лучшие хиты «Смысловых галлюцинаций» (распались в 2017 году). Хит двухтысячных и второго «Брата», песня «Вечно молодой» разбудила находящуюся в анабиозе неподвижную толпу. Люди стали подпевать и пританцовывать. Видимо, не устали многие за 18 лет еще выкрикивать любимые строчки. Причем, самой живой публикой стали именно люди «за 25». Они же подпрыгивали под «Зачем топтать свою любовь», «Звезды» и «Розовые очки».

Ушедший в сольную карьеру музыкант исполнил и песни с нового альбома: «Пока танцуют ангелы», «Нормально все». Надо сказать, что его песни все еще полны тем же звучанием, теми же интонациями и похожими смыслами, что и в недосягаемых, казалось бы, песнях двухтысячных. На фоне почти не меняющегося Бобунца новый альбом Дельфина выстрелил современным саундом.

«442» был исполнен полностью. Кроме того, музыканты представили три хита родом из начала двухтысячных — «Сахар», «Весна», «Серебро» — в новой электронной обработке. Это, возможно, не обрадовало тот сегмент слушателей, что хочет слышать в живом исполнении «те же интонации, что и на альбоме», но стало показателем изменений, которые Андрей Лысиков готов вносить в любимые публикой композиции, актуализируя их для себя как исполнителя и даря возможность фанатам услышать эти треки вживую.

Третий день фестиваля был посвящен современным технологиям и современной же музыке – рэпу. Впрочем, стартовал этот день с речи Михаила Козырева о том, что поп убеждает слушателя в том, что все в порядке, а рок говорит, что это далеко не так. Лекция известного продюсера и критика была посвящена протестным песням: от пламенных сочинений Джона Леннона до трека Хаски «Иуда», недавно заблокированного на YouTube.

Следующим на пост заступил знаменитый блогер, предприниматель и урбанист Илья Варламов: его речь была посвящена важности социальных сетей, а также перспективам политического видеоблогинга. По словам Варламова, активная аудитория YouTube взрослеет, и ее интерес к политическим вопросам растет неуклонно. Сама же видеоплатформа на данный момент являет собой самую свободную площадку – своеобразный аналог русского телевидения девяностых. Заочно в спор с блогером вступили журналисты Николай Сванидзе и Александр Любимов: по их словам, отечественное ТВ 90-х во многом обслуживало интересы своих хозяев. Современному телевидению эти спикеры вынесли суровый вердикт: 95 процентов пропаганды и 5 процентов контрпропаганды. Той же теме – свободе в СМИ – было посвящено и выступление медиаменеджера Демьяна Кудрявцева.

Завершающую музыкальную часть фестиваля открыла группа «Аигел». Пока легенда отечественной электроники Илья Барамия выжимал из своих электроприборов гудящие басы и мощные биты, татарская поэтесса Айгель Гайсина зачитывала закрученные строчки о российском правосудии. Сочетание грувоносных ритмов с предельно откровенными, основанными на личном опыте текстами давало впечатляющий эффект и утверждало в глазах присутствующих рэп в качестве нового рока, то есть самой жесткой и актуальной музыки текущего момента.

Совсем другим настроением было проникнуто выступление Антохи МС. Московский исполнитель работает на стыке жанров: легкий хаус, дэнс-холл, хип-хоп старой школы, джангл, тустеп – музыка разная, но неизменно солнечная и танцевальная. Под непростые, но бодрые ритмы Антоха поет и зачитывает о солнце, труде, радости и музыке в душе, а порой берет в руки трубу и выдает дивной красоты джазовые соло. Его выступление на фестивале имело самое прямое отношение к свободе: в данном случае – свободе петь, свободе танцевать, свободе жить и радоваться. И стоять на руках – это умение молодой москвич также продемонстрировал гостям «СМС».

Под самый занавес фестиваля на сцену вышли «Каспийский груз». Бакинских рэперов отличает неспешная, задушевная читка, сочетание криминальной тематики с высоким литературным слогом, остроумные языковые находки, уважение к традициям старой школы хип-хопа и использование самых современных средств выразительности, будь то трэп или автотюн. Группа находится в состоянии полураспада: в прошлом году музыканты записали последний альбом, и вполне вероятно, что это выступление было прощальным.

Три фестивальных дня были наполнены музыкой и дискуссиями о свободе – порой оптимистичными, а порой пессимистичными. Так или иначе, сам по себе «СМС» являл собой особую зону, в которой любое мнение имело право быть высказанным, любой творческий порыв находил свое воплощение. Теперь хочется надеяться, что все это повторится вновь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов