Поиск по сайту

30 Ноября 2018

По-королевски. С оркестром

«Волшебство Queen» Камерного оркестра B-A-C-H


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера, 29 ноября, на сцене Центра культуры «Урал» Камерный оркестр B-A-C-H представил программу «Волшебство Queen». Музыка культовой британской рок-группы предстала в необыкновенном переложении авторства Николая Усенко.

Первым аккордом совместной музыкальной истории Queen – B-A-C-H стала композиция «Procession». Инструментальная не только в переложении, но и в оригинале, «Procession» является вступлением к альбому «Queen II» — словно из фэнтези, сказочного, с феями и троллями. Оркестровое звучание не просто передало это настроение – многократно усилило его, а мягкий теплый желтый свет обеспечил камерность атмосферы: словно ты, как в детстве, забрался под одеяло с фонариком, чтобы почитать там книгу со сказками…

Это настроение не отпускало слушателей еще несколько композиций подряд: «Death of Two Legs» плавно перетекла в «Prophet’s Song», а она, в свою очередь – в «Love of My Life», «Staying Power» и «Forever». Несмотря на совершенно разное настроение этих композиций («Death of Two Legs», или «Двуногая смерть», к примеру, является своеобразным посланием бывшему менеджеру Queen, с которым у группы был денежный конфликт, а «Prophet’s Song» навеяна библейскими сюжетами и считается одной из самой тяжелых и мрачных песен в творчестве Queen) в исполнении оркестра B-A-C-H они сохранили заданное вступлением магическое настроение и звучали как единое целое – их разделяли лишь микропаузы, тишину которых слушатели не решались разбить аплодисментами. Завершился этот блок эпично нежной «Who Wants to Live Forever», попадающей в оригинальном исполнении Queen в самое сердце, а в звучании оркестра B-A-C-H и вовсе уносящей куда-то в иные миры и пространства.

Ритмичная «Another One Bites the Dust» открыла совсем иных Queen – озорных, драйвовых, полижанровых. Известная басовой линией «Another One Bites the Dust» несколько модифицировалась – главным за бас здесь выступил контрабасист оркестра B-A-C-H Евгений Пузиков, и слушатели невольно начали притоптывать и покачивать головами в такт. Следующим пазлом этой мозаики стала «My Melancholy Blues», струнному звучанию которой добавило очарования фортепиано (Сергей Киселёв). Плавание по блюзовым волнам сменилось отрывистым летящим вальсом «The Millionaire Waltz», а затем – довольно-таки отвязной в оригинале и гораздо более сдержанной в оркестровом исполнении «Fat Bottom Girls».

Посвящение Леннону – «Life is Real» — открыло блок с настроением «ностальжи»: звучит «’39» – переложение песни с научно-фантастическим сюжетом, повествующим о людях, улетевших в космос, а вернувшихся лишь спустя сто лет; «Sail Away Sweet Sister», в которой слышен плеск волн, мечтательная «Dreamer’s Ball», водевильная «Seaside Rendevous», написанная в ранних традициях творчества Queen «It’s a Hard Life». Эта часть концерта овеяна ощущением чего-то навсегда утраченного, ускользающего сквозь пальцы – кисти рук Николая Усенко стремительно взлетают в стремительном взмахе, словно пытаясь ухватить нечто неосязаемое, но бесконечно дорогое.

Вслед за Queen камерный оркестр B-A-C-H играет музыку, посвященную богу и любви, – и выходит на кульминацию: песню «Bohemian Rhapsody», одну из важнейших в творчестве британских рокеров. С ней связывают стремительно возросшую известность Queen в 70-е, а сегодня одноименный биографический фильм о Queen обеспечивает группе новое поколение поклонников. Еще несколько хитов (к слову, с участием хора мальчиков «Созвездие» под руководством Сергея Киселёва) – и звучит финальная «The March of the Black Queen», состоящая из множества переменчивых мелодий, словно бы соединяющая в себе все многообразие творчества Queen, которое так бережно передано музыкантами камерного оркестра B-A-C-H.

B-A-C-H программой «Волшебство Queen» действительно вскрывает самую суть музыки культовой группы. Не хватает лишь одного: причастности зрителя к концерту. Камерный формат, с которым так прочно ассоциируется оркестр B-A-C-H, кажется, был бы здесь более кстати, чем большой зал Центра культуры «Урал» — звук оставался на сцене, не желая покидать ее пределы. И хотя слушатель всем сердцем стремился навстречу музыке, а Николай Усенко и музыканты оркестра всем своим существом проживали каждую композицию, ощущение отстраненности зрителя и музыки осталось. Впрочем, на выходе из «Урала» можно было приобрести диск с записью программы – и уже дома вновь встретиться с музыкой Queen и B-A-C-H, погрузившись в нее с головой, ведь и сами сочинения, и их талантливое переложение, безусловно, того заслуживают.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов