Поиск по сайту

17 Января 2019

Максим Козлов: «Наше кредо – это исполнение православной духовной музыки»

Интервью в честь юбилея хора «Доместик» имени В.А. Копанева


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Концертный сезон 2018/2019 – юбилейный для знаменитого хора «Доместик» имени В.А. Копанева: коллектив празднует 30-летие со дня основания. В преддверии большого праздничного концерта, который состоится 1 февраля в Свердловской филармонии, мы поговорили с художественным руководителем и дирижером хора Максимом Козловым.

Хор «Доместик» имени В.А. Копанева был основан в 1988 году Валерием Анатольевичем Копаневым – выдающимся дирижером, заслуженным деятелем искусств России, дважды лауреатом Премии Губернатора Свердловской области, профессором, членом Международной Федерации хоровой музыки. Хор стал одним из первых уральских коллективов, исполняющих духовную музыку на концертной эстраде.

23 мая 2010 года хор простился со своим основателем – Валерий Анатольевич ушел из жизни вследствие тяжелой болезни. С октября того же года коллектив носит имя своего создателя. А в 2014 году художественным руководителем хора стал молодой дирижер Максим Козлов.

За 30 лет жизни «Доместик» участвовал и побеждал в международных хоровых фестивалях и конкурсах в Канаде, Франции, Германии, Ирландии, Бельгии, возвращаясь оттуда с золотыми и серебряными наградами. Сегодня коллектив исполняет произведения самых разных жанров, стилей и направлений, включая русскую и зарубежную хоровую классику XVI-XX веков, духовную музыку различных конфессий, народные песни, оригинальные сочинения современных композиторов.

— Максим Петрович, чем, на ваш взгляд, примечательна и уникальна история «Доместика»?

— Изначально «Доместик» создавался именно как хор, который должен был исполнять находящуюся в те годы под запретом православную духовную музыку. Не сказать, что она вообще не звучала в Советском Союзе – звучала, но были колоссальные препоны на пути к ее исполнению на концертной эстраде. Существовали даже такие нонсенсы: брали духовную музыку, переделывали текст, фактически выдавали ее за светское произведение. Идеология, что поделать.

Потом начались перестроечные годы, послабление, а профессиональных коллективов, которые были бы заинтересованы в исполнении духовной музыки, не было. А главное, может быть, то, что не было хоровых дирижеров, которые могли бы поднимать такой пласт абсолютно непривычных для советского музыканта произведений. Но таким был Валерий Анатольевич. На базе фактически учебных коллективов города – хоров музыкально-педагогического факультета Свердловского педагогического института и Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского – он создал «Доместик», который для многих стал своего рода профессиональным трамплином. Многие выросли в хоре, некоторые работают здесь до сих пор.

— Какие традиции, заложенные Валерием Анатольевичем, сегодня живы?

— Очень многие. В частности, как говорят многие хористы, наше кредо – это исполнение православной духовной музыки. Многие артисты «Доместика» работают в том числе в храмах, поют на клиросах, и это их жизнь. Вот главная традиция.

Чисто узкопрофессиональная традиция – вокальная школа Валерия Анатольевича, которая синтезировала все самые положительные стороны и русского, и западноевропейского пения: с легкими, чистыми голосами, но при этом – с широкой мощью русских хоров.

— Вы сказали, что в коллективе немало людей, которые поют в хоре с момента его основания. Сколько времени вам, молодому дирижеру, понадобилось, чтобы почувствовать себя «своим» человеком в «Доместике»?

— Я не могу сказать точную дату, когда пришло такое ощущение. Пожалуй, я все еще нахожусь на этом пути. Тут важно понимать, что с Валерием Копаневым многие из хористов «Доместика» проработали со дня основания хора до смерти Валерия Анатольевича – а это больше 20 лет! Понятно, что быстро перестроиться под нового руководителя после 23 лет работы с другим человеком очень сложно. Для кого-то процесс перестройки идет до сих пор, для кого-то он давно позади. Главное, что все артисты – профессионалы, и я нескромно считаю, что я тоже профессионал. Мы сотрудничаем на этой волне профессионализма и понимания того, что как бы ни было хорошо раньше, есть много положительного, что ждет нас впереди.

И знаете, вот еще какая хитрая штука: дирижер, как и всякий начальник, никогда не является «своим» для коллектива. Всегда должна быть некая дистанция. Поэтому не скажу, что я стремлюсь стать «своим в доску» в «Доместике». Дружеские взаимоотношения с коллективом или некоторыми его людьми так или иначе рано или поздно порождают некоторое панибратство, от которого страдает общее дело. Поэтому такого, может быть, и не надо допускать.

— Есть ли у «Доместика» командообразующие мероприятия? Или музыка и без того сближает людей?

— Да, музыка, конечно, сближает. Сам род нашей деятельности подразумевает, что все сорок человек в коллективе делают одно общее дело. Мы не сидим группками в кабинетах и офисах, поэтому вопрос сплочения не стоит настолько остро.

Но, конечно, по особым праздникам коллектив собирается, выезжает за город на корпоративы – здесь у нас все, как у всех. Только у нас нет конкретной задачи сплотить коллектив какими-то тренингами, потому что любые творческие коллективы, с одной стороны, полны индивидуальностей, с другой – уже в крови есть понимание того, что все делают единое дело. «Доместик» – это команда.

— Расскажите о юбилейном концерте. Каким он будет?

— Как и всякий наш концерт, безусловно, интересным! За годы своего существования «Доместик» многократно становился для Екатеринбурга первооткрывателем целого ряда музыкальных произведений, написанных как уже давно (в частности, русская духовная музыка), так и в период существования хора. Поэтому мы делим концерт на две равновеликие половины: в первой вспоминаем наиболее заметные произведения, исполненные хором за все время существования коллектива, вторая часть будет посвящена премьерам. Пока не буду раскрывать всех названий, чтобы была некая предконцертная интрига.

Жанровая растянутость тоже разнообразна. По большому счету, мы будем исполнять музыку акапельную, без инструментального сопровождения. Будет, разве что, одно произведение с таковым – «Кенийская месса» Пола Баслера с фортепиано, валторной и ударными инструментами, которую впервые исполнил в Екатеринбурге именно «Доместик» – это было еще где-то в начале 2000-х, когда Валерий Анатольевич привез эту партитуру с одного из зарубежных конкурсов. Она достаточно быстро прижилась в репертуаре не только нашего хора, но и коллективов всей России.

– В 1988 году духовная православная музыка оказалась нужной слушателю – иначе, скорее всего, не появился бы «Доместик». А насколько такие произведения востребованы сегодня?

— Конечно, с тех пор много воды утекло, и ни для кого православная духовная музыка не является чем-то принципиально новым. Однако профессиональных хоров, которые на ней специализируются, у нас в городе можно пересчитать по пальцам одной руки. Иной раз доводится слышать: «А зачем я пойду на концерт духовной музыки, когда я могу бесплатно пойти в храм и послушать, как поют там?» Да, безусловно, можно. Но, во-первых, очень много духовной музыки в храмах не поется по разным причинам. А во-вторых, чего греха таить, не везде она поется качественно. Качество у нас, слава Богу, есть, этого не отнять.

Публика, как и мы, тоже развивается. Вкусы и предпочтения могут меняться, но я считаю не совсем правильной позицией гнаться за вкусами слушателей. Наоборот, наша цель – воспитывать эти самые вкусы через комплекс «хорошая музыка – хорошее исполнение». Все это в «Доместике» есть.

– Недавно у вас появилась новая детская программа «Бременские музыканты». Воспитание слушателей юного возраста тоже входит в задачи «Доместика»?

— Нацеленность на детскую аудиторию – тренд последних лет в российской культуре вообще. Понятно, что на серьезной классике воспитывать детей очень сложно, она требует совершенно иного уровня понимания музыки, которое тесно сопряжено с чисто жизненным опытом. Но, в принципе,надо приучать детей ходить в концертные залы, слушать музыку, пусть даже с фрагментарными вкраплениями видеоряда – и, тем не менее, абсолютно исключив полный формат мультиков, которые можно посмотреть на планшете, в кинотеатре, по телевизору.

— Если говорить о репертуаре, кто выбирает из большого пласта православной духовной музыки те самые жемчужины, которые в конечном счете исполняет «Доместик»?

— Прежде всего подбором занимаюсь я как художественный руководитель хора. Бывает очень тяжело: иной раз нужно перелопатить партитур пятьдесят, чтобы из них выбрать одну действительно достойную, интересную, а главное – ту, которая выигрышно прозвучит именно у нас в хоре. Это ведь тоже принципиальный момент: хор, по существу, камерный, небольшой. Не всякая музыка будет звучать выигрышно в исполнении камерного состава. Музыку широкого, колоссального дыхания, которая требует исполнения хором в количестве человек восьмидесяти-ста, нам, естественно, лучше не брать.

Некоторые партитуры предлагают к исполнению и сами артисты хора, и наш замечательный музыковед и концертмейстер Ирина Юрьевна Заволжанская. Какие-то вопросы в этом отношении мы решаем коллегиально. И это касается не только духовной музыки, но и в принципе репертуара хора.

— Есть ли материал, который вам хотелось бы освоить?

— Безусловно. До сих пор у нас в городе не так сильно развито исполнение западноевропейской барочной музыки. Она требует особого погружения, ставит перед исполнителями (как инструменталистами, так и вокалистами) специфические технические задачи. Но мы уже давно находимся на этом пути. Так, «Доместик» впервые исполнил для Екатеринбурга такие партитуры, как «Miserere» чешского композитора Яна Зеленки, кантату «Diesirae» итальянского композитора Кальдары и так далее… Это, быть может, еще более обширный и колоссальный пласт, нежели пласт русской духовной музыки.

Другой вопрос в том, что вместе с нашим желанием исполнять такую музыку надо понимать, есть ли интерес к ней у публики. Невозможно хотеть того, чего не знаешь – а, к сожалению, у нас такую музыку знают мало. Поэтому мы исполняем ее не так часто, как нам хотелось бы, по той простой причине, что в свете незнания публикой этой музыки нам нужно дозированно вводить ее в наш репертуар и в слушательский рацион.

— В Екатеринбурге каждый год проводится акция «Ночь искусств», в основе которой лежит идея синтеза разных видов искусств: театра и танца, музыки и музея… Есть ли у вас идеи проектов на стыке искусств, которые хотелось бы воплотить в жизнь?

— Да, сейчас действительно в тренде совмещение звукового и визуального рядов, какие-то визуальные элементы мы, конечно, тоже используем. Есть и глобальные идеи, но их реализация часто зависит от технических возможностей. Я до сих пор не оставляю идею поработать с такой партитурой как «Канон покаянен» Арво Пярта – композитора, которого мы будем петь и в нашем юбилейном концерте. Представьте: хор будет стоять кругом, в полном сумраке, единственный источник света – подсветка нотного материала. Дирижер стоит в центре, а концентрическими кругами от хора располагаются скульптуры ангелов, потому что «Канон покаяния» – это циклическое произведение, которое поется во время Великого Поста. С другой стороны, в музыкальном отношении он организован так, что каждое песнопение этого канона являет собой некий иной угол зрения на аскезу, веру как таковую, глубокое погружение в религиозное состояние. Различные статуи ангелов с постоянно меняющейся подсветкой, игрой света и тени должны отразить этот момент.

Но подобные синтезы необходимо проводить очень грамотно и взвешенно, чтобы одно не отвлекало от другого. Случается, что визуальная часть «оттягивает одеяло» на себя, отчего музыка страдает, и слушатель становится скорее зрителем. Что в таком случае сопровождает: музыка – видеоряд или видеоряд – музыку?

— Но, с другой стороны, людям, которые только начинают знакомиться с непривычной для себя музыкой, визуальный ряд, возможно, поможет понять суть произведения, погрузиться в него.

— Возможно, но традиционно принято считать, и, по сути, так и есть, что музыка обращена к душе человека, более всего предполагает глубочайшую сосредоточенность на своих внутренних ощущениях. И поэтому любые попытки ввести визуальную историю только рассеют внимание, в результате чего пострадает сама концепция музыки и духовной музыки в частности. Поэтому еще раз повторюсь: если и стоит такое рассматривать, то это должно быть очень дозированно, ненавязчиво, и самое главное – чтобы музыка оставалась во главе угла.

— Каким вы видите «Доместик» в 40 лет? Что останется неизменным и что появится нового?

— Высокий профессионализм, безусловно, останется неизменным. Конечно, люди приходят, люди уходят. И, тем не менее, «Доместик» вот уже 30 лет является коллективом высокой профессиональной культуры. Таковым он останется и через 10 лет – в этом я уверен вне зависимости от того, буду ли руководить коллективом я или кто-то другой. Сами певцы задали себе определенную профессионально высокую планку и не позволят себе опуститься ниже этого уровня.

Каким будет хор в творческом отношении через 10 лет… Загадывать тяжело даже на ближайшие три-четыре года. Нет-нет да возникают жизненные ситуации, которые сталкивают тебя с принципиально новыми вещами, и вся концепция ведения творческих дел может в одночасье поменяться.

— Вы сказали, что в хор время от времени приходят новые люди. Каким должен был человек, чтобы ему в «Доместике» были рады и приняли в свою команду?

— Прежде всего он должен хотеть работать, развиваться. В последнее время из новых кадров к нам зачастую приходят либо студенты консерватории, либо те, кто только-только выпустился. Понятно, что опыта работы в профессиональных коллективах у них не так много. Но если человек хочет работать над собой, развиваться, то, естественно, его коллектив примет с удовольствием. Я не говорю о таких вещах, как наличие музыкального образования, умение читать с листа, приятный тембр голоса, умение владеть голосом – это вещи само собой разумеющиеся. Но желание, горячее желание работать – это именно то, что нам надо.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Валентина / 17 Января 2019 в 21:43

Спасибо, Максим. Пусть удача сопровождает Вас в этом не простом деле.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов