Поиск по сайту

22 Января 2019

Отделяя музыканта от всего земного

В Филармонии прошла лекция о Курентзисе-музыканте


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

С начала года Филармония начинает образовательный проект – для продвинутых слушателей и любителей музыки. Он стартовал 21 января в Клубном зале Филармонии с лекции музыкального и театрального критика, арт-директора Международного фестиваля современной хореографии «На грани», члена экспертных советов жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска» и Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» Ларисы Владимировны Барыкиной о творчестве Теодора Курентзиса.

Лариса Владимировна Барыкина – не только профессиональный критик, но и просветитель – человек, несущий ценные знания и понимание философии искусства (театра, музыки). О Теодоре Курентзисе лектор постаралась рассказать максимально объективно с точки зрения музыковеда. Как достигнуть этой объективности? Очень просто. Показывая на конкретных примерах – видеозаписях, в которых звучит музыка, что есть смысл дирижерства, что есть музыкальный талант Курентзиса. Гости вечера услышали отрывки из «Болеро» Равеля, Четвертой симфонии Малера, оперы «Королева индейцев» Перселла, «Травиаты» Верди, «Реквиема» Моцарта.

Курентзис – самый обсуждаемый дирижер страны и мира, но самое главное, о чем следует говорить, – о музыке. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми цитатами Ларисы Барыкиной с этой неформальной встречи любителей музыки.

«Популярен так, как только можно мечтать. Его раскрутка как медийного персонажа ведется по современным правилам. Образ романтического бунтаря-одиночки, фотосессии в модных журналах, его внешний вид всегда продуманы. Он выглядит не так, как все. Он говорит не так, как все. Его легкий акцент и его мысли всегда вызывают повышенный интерес».

«Готовясь к этой лекции, я вдруг поняла, что самые сильные театральные впечатления у меня связаны именно с его именем. Когда хочется вспомнить что-то серьезное и волнующее, то это оперы, связанные с его именем. Он парадоксальная фигура. И как личность, и как музыкант он не укладывается в одну концепцию».

«Его поклонники с придыханием говорят, что он обладатель редчайшей пластики, дирижирует не так, как все. Но пластика – это не показатель. Дирижеры бывают разные. У Евгения Мравинского мало жестов. Есть запись его репетиции, когда он готовит симфонию Брамса. Сколько на ней он показывает, а сколько и что говорит! А у Леонарда Бернстайна есть запись, где он дирижирует бровями. И я вам скажу, что дело не в том, какие средства выражения использует дирижер за пультом… Профессия эта, как говорил Геннадий Рождественский, – одна из самых темных. Для чего она? Чтобы оркестр играл вместе, чтобы вступил вовремя? Чтобы свести разные группы инструментов и задать им темп? Это элементарные вещи. Конечно, дирижерская функция в том, что невыразимо словами. Это Теодор Курентзис и умеет делать. Он выходит перед огромной массой людей – 100 человек, каждый из которых – музыкальная индивидуальность. И как дирижер он обязан воодушевить своей волей, харизмой на одно общее дело и повести за собой. Это доступно только сильным духом людям, с умением суггестивной силой внушить то, что необходимо. Этим обладают не многие дирижеры. Можно быть прекрасным музыкантом, но не уметь вести за собой людей».

«В 1994 году Курентзис оказался в Санкт-Петербурге. Учился у выдающегося педагога Ильи Мусина, у которого учились Валерий Гергиев, Юрий Темирканов. Курентзис стал последним учеником Мусина, которому было на тот момент за 90 лет».

«До Петербурга музыкант побывал в Европе и успел в ней разочароваться: «Устал от капитализма, и то, что я искал, я нашел в тогдашней России, которая была еще не тронута безразличием». Романтик-Курентзис приехал не просто учиться, он приехал в Россию за атмосферой, которой ему не хватало».

«Курентзис умеет выстраивать быт и среду вокруг себя. Его квартира в Питере стала своего рода салоном, где собиралась богема, а ныне знаковые имена в театре и музыке».

«Петербург его не принял. Эффект отторжения я наблюдаю почти до сегодняшнего дня. Есть серьезные музыкальные критики, которые считают его выскочкой и наделяют странными эпитетами. Размышляя о природе этого явления, я пришла к выводу, что так диктует делать замкнутая, консервативная, герметичная академическая среда Петербурга».

«Пребывать в среде одинаково проявляющих себя ему не свойственно. Он принял судьбоносное предложение – Новосибирского театра оперы и балета. На тот момент театр находился на подъеме: там работали режиссер Дмитрий Черняков, который на сегодняшний день является оперным режиссером номер один в мире, балетмейстер Сергей Вихарев. Курентзис попал в благоприятную творческую среду».

«Тогда Теодор Курентзис начал формировать свой оркестр MusicAeterna. Формировал его он из молодых выпускников Новосибирской консерватории. Как он говорил тогда: «С ними еще можно работать, потому что эти люди не заражены безразличием к музыке».

«Почему провинция привлекла Курентзиса? Его слова: «Переехав в провинцию, я занялся чем-то подлинным. В Новосибирске я встретил людей, которые верят в то, что наши мечты могут быть реализованы и могут изменить мир». Замах этого человека такой: музыка должна быть подлинной, настоящей. И музыка должна изменить мир. Ни больше, ни меньше».

«С февраля 2011 года Теодор Курентзис в Перми. Театр оперы и балета в Перми всегда жил интересной жизнью. В это же время пермские власти решили провести «культурную» революцию: сделать из Перми культурную столицу Европы. Для этого в город были приглашены многие творческие интересные люди: Марат Гельман, Эдуард Бойков, Борис Мильграм, пригласили Курентзиса. Он стал художественным руководителем Пермской оперы с невероятными творческими привилегиями».

«Именно в Пермском театре оперы и балета я испытала невероятные театральные потрясения последних лет. Он начал с Моцарта. Сделал его трилогию – это был пермский Моцарт, Моцарт Курентзиса. После этого что-то приблизительное, усредненное слушать уже невозможно. Та точность, скрупулезность, при этом живость, с которой он исполняет Моцарта, – это одно из главных достижений Курентзиса пермского периода. Тогда же он начал сотрудничать с «Сони классикал» и записывать музыку».

«Курентзис – обладатель широких музыкальных пристрастий. Среди прочего он адепт барочных музыкальных произведений. Его целью было исполнять музыку инструментами той эпохи, в которой она написана. В опере «Королева индейцев» оркестр играет музыку Перселла с привлечением музыкальных инструментов времен Барокко. Это другой уровень исполнительства».

«Королева индейцев» – это незаконченная работа Перселла. Что делают Питер Селларс и Теодор Курентзис с оперой? Они, в сущности, создали новое произведение, в основе которого музыка Перселла. Но они придумали музыкальные связки, ввели хор, сделали новый метасюжет, рассказчицу, которая вела повествование. Получилось сочинение по типу страстей. И в постановке появилось невероятной силы переживание. То, что волнует нас сейчас: жизнь в современном мире, которая лишена паритетности между странами великими и малыми. Мы живем в этом сейчас. А так как мы попадаем во внутренний мир героини, которая рассказывает о жестком мужском мире, то получается сильная амбивалентность».

«Его «Реквием» строже, суше, лаконичней. Это другие штрихи, другая логика, другие инструменты. Старинные инструменты, которые использует Курентзис, не имеют такой мощи звука как современные, но благодаря аскетичности звучания очень мощно слышится сам посыл, сама музыка, главная полифоническая, сотканная из линий, суть».

«Если ты включаешь музыку и не можешь от нее оторваться – это главный аргумент в пользу музыканта».

«Курентзис делает певцов из вокалистов, певцов иного качества, чем они были до него. Он ведет их за собой, учит делать оттенки. После него многие становятся теми, кого можно назвать не просто вокалистами, а именно музыкантами».

«Он носитель гена дионисийства в музыке – музыка должна нести живую энергетику, прокачивать. Это его романтизм в музыке».

«Самое главное, что музыка для Курентзиса не конвейер, не ритуал – она каждый раз рождается заново. Потому что он убежден, что его музыка должна изменить мир».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов