Поиск по сайту

05 Февраля 2019

Связующее звено

Хор «Доместик» отпраздновал 30-летие


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

1 февраля на сцене Филармонии хор «Доместик» имени В.А. Копанева отметил 30-летие с преданными друзьями – слушателями. Подарки дарили как виновнику торжества, так и поклонникам коллектива: концерт не обошелся без премьер.

Хор «Доместик» появился на свет в 1988 году – году тысячелетия крещения Руси – усилиями Валерия Анатольевича Копанева. Миссией своей и коллектива маэстро считал возвращение в отечественную культуру православного музыкального наследия. Миссия удалась – хор существует уже тридцать лет, продолжает воплощать идеи маэстро даже после его ухода, но не забывая его. Хор исполняет духовную музыку, возвратил на историческую родину немало шедевров русского музыкального зарубежья и открыл слушателям незаслуженно забытые и новейшие хоровые страницы. Репертуар обширен: западная и русская хоровая классика, джаз и музыкальный авангард ХХ века, вокально-симфонические произведения и эксклюзивные обработки песен народов мира.

«Время идет, лица меняются, но остается ощущение музыкальной семьи», – сказала со сцены ведущая вечера и близкий друг хора Ирина Заволжанская. А Лариса Вакарь, главный специалист Управления культуры Администрации города Екатеринбурга по театральной и исполнительской деятельности, поделилась предположением, в чем секрет такого долголетия: ««Доместик» – коллектив авторский. Он выполнил важную миссию на рубеже XX века и вернул на сцену русскую духовную музыку. Залог его творческого долголетия – открытость разным экспериментам, музыкальным стилям при неизменновысоком уровне профессионализма и искренности». В этот вечер гости коллектива выражали признательность всем участникам коллектива – певцам и тем, кто находится за сценой. Многие из артистов получили грамоты и благодарственные письма.

Для юбилейной программы «Доместик» выбрал ключевые произведения разных лет, премьеры которых неизменно становились событиями в прошлом. Но не обошлось и без сюрпризов – премьерных исполнений.

Одной из первых прозвучало жизнеутверждающее «Верую» Александра Архангельского, после исполнения которого можно было присоединиться к утверждению, что духовная музыка – отблески рая на земле.

Большую эмоциональную открытость в выражении религиозного чувства требует исполнение произведений Павла Чеснокова, таковым был «Блажен муж» хора «Доместик» – широким и распевным.

Нельзя не сказать, что благодаря Валерию Анатольевичу Копаневу многие партитуры духовной музыки русского зарубежья возвращались на родину из изгнания. Таковой стала и композиция «Да молчит всякая плоть» Ивана Гарднера, исполненная хором впервые в 2006 году. В этот раз коллектив напомнил, какой мощью обладает в едином порыве спетая «Аллилуйя».

Музыка Возрождения – Жоскен Депре Gaude Vigro – это особая вера: вера в человека, силу его разума и души. Композиторы по-разному трактуют одни и те же тексты и сюжеты, а когда эту музыку исполняют музыканты другой веры, других устремлений, то возникает особый диалог – диалог культур.

Алехандро Консоласьон – молодой автор, «умеющий погружать в музыкальный бархат», как сказала о нем Ирина Заволжанская. Этим вечером прозвучала премьера хора 2016 года, произведение Консоласьона «Аллилуйя». На гостей концерта буквально нахлынула музыкальная волна, по силе подобная волне океана.

Музыкальную живопись представил хор в «Осенних пейзажах» Вельо Тормиса. Это были три зарисовки на тему осени: «Уходит лето», «Спит желтая пустошь», «Вереск». То, о чем пел хор, оживало импрессионистической картиной в сознании слушателей: мы не просто слышали, а видели, как качаются деревья или бежит волна по высокой траве при первой осенней непогоде.

Произведение Александра Гречанинова «Отче наш» (премьера 2018 года) вернуло нас в другого рода сильную стихию – стихию веры.

Премьера 2016 года, песня Джованни Палестрины Jubilate Deo, мастера антифонов – рефренов, звучала диалогично, настолько, насколько это позволяет хоровое пение. И эта композиция, пожалуй, максимально выражала суть хора.

Премьерной стала композиция Арво Пярта «Девушка с алавастровым сосудом». В исполнении чувствовалась евангельская повествовательность. Перед нами предстал хор-рассказчик.

Совсем другая история была рассказана во фрагменте африканской мессы Нила Ванн дер Ватта «Credo». История получилась витальной и праздничной, как настроение человека, который решил что-то для себя и успокоился.

Околдовывающая с первых звуков мелодия Эрика Уитакера «Lux aurumque» (премьера 2013 года) греет и светит золотым светом. Еще одно визуальное исполнение музыки в копилке хора, еще одна композиция, заставляющая задуматься о смысле своего существования и понять, что предназначение – жить и продолжать золотой свет.

Потрясающая до мозга костей композиция Петериса Васкса «Весть синицы» (премьера концерта)– эксперимент с глубоким смыслом. Тяжелая весть и воспоминание, с одной стороны, и продолжающаяся жизнь – с другой. Это стопроцентное проникновение во внутренний мир лирического героя: мы слышим, какой хаос и смятение, какофония звуков, выстраивающаяся в гармонию и снова разлаживающаяся, творится в душе человека, переживающего трагедию.

Еще одна премьера 2013 года в программе этого концерта – Боб Чилкотт «The Heart-in-Waiting» – композиция о том, насколько счастливым может быть человек, у которого есть вера.

Мощным завершением стала «Кенийская месса» Пола Баслера, которая в репертуаре хора с 1996 года. Пятичастное произведение – восхваление божественного – звучало, сопровождаемое валторной, барабанами. И «Доместик» еще раз напомнил нам, какое это чудо – музыка!

Можно много говорить о репертуаре «Доместика», но самое главное – те ощущения, которые приходят к слушателям во время исполнения хором той или иной композиции. Хор всегда был связующим звеном между слушателем и автором, слушателем и лирическим героем произведения. Эта особенность как будто обнажает саму сущность хора, которая заложена в нем еще со времен античного театра, когда хор буквально предлагал зрителю подумать над тем, что происходило на сцене в драме, задать вопросы самому себе, сделать выводы. Практически любая исполненная «Доместиком» композиция – это процесс задавания вопросов, проецирования себя на лирического героя. Так возникает диалог там, где, казалось бы, должен главенствовать монолог.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов