Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

25 Октября 2019

Культсовет: пустынный блюз, конголезский дэнс и другие звуковые удовольствия

Пять экзотичных музыкальных жанров для осеннего прослушивания


Мне нравится!

Портал «Культура Екатеринбурга» продолжает знакомить читателей с музыкой дальних стран и континентов. В нашей новой подборке – несколько экзотичных исполнителей, которые поднимут тонус и настроение среди промозглой осени.

Первый выпуск, посвященный афробиту, эфиопскому джазу, кабмоджийскому рок-н-роллу, ангольскому попу и бразильской тропикалии, вы можете прочитать по ссылке.

Блюз туарегов

Ключевая группа жанра – Tinariwen. Это настоящие туареги-кочевники, которые на протяжении многих десятилетий бродили по Сахаре и давали концерты в коммунах повстанцев. Собрался коллектив в 1979 году в одном из тренировочных лагерей Кадаффи: молодые люди решили сменить автоматы на гитары. Первые поклонники за пределами Африки стали появляться у них только в начале нулевых, зато к концу десятилетия к Tinariwen пришла известность: туры по всему миру, выступления на крупнейших фестивалях, премия «Грэмми», поклонники в рядах рок-звезд.

Музыка Tinariwen – суровый пустынный блюз: плотная стена гитарного звука, гипнотизирующие ритмы, многоголосые напевы. Их песни зачастую звучат достаточно спокойно, но всегда полны какой-то скрытой угрозы. Это очень мужественное искусство.

Еще один туарег, которого стоит послушать – Bombino. Талантливый гитарист и певец, а в отличие от суровых Tinariwen – еще и лирик с пронзительной мелодикой.

Ну а тем, кто любит пожестче, порекомендуем исполнительницу Noura Mint Seymali. Нура виртуозно играет на девятиструнном мавританском инструменте ардине и сочиняет песни, преисполненные мощи и ярости: настоящий гаражный рок по-туарегски.

Фламенко-r’n’b

Одна из главных поп-звезд, появившихся за последнее время – каталонская певица Росалия. Она совершила, казалось бы, элементарную операцию – совместила традиционные приемы фламенко с модерновым r’n’b. Однако результат получился глубже, чем можно было предполагать.

Альбом «El mal querer» – это одиннадцать песен, складывающихся в единое повествование. В основу легла новелла 13-го века «Фламенка», великолепный образец поэзии высокого средневековья. Этот старопровансальский текст рассказывает о несчастной девушке по имени Фламенка, которую держит в заточении ревнивый муж. Выпускает он ее только на воскресную службу в церковь. Туда же ходит влюбленный в нее рыцарь, переодетый клириком. Однажды, сопровождая священника во время целования мощей, он успевает шепнуть ей пару словечек. На следующее воскресенье она отвечает ему. Так они ведут диалог на протяжении долгих месяцев, встречаясь во время служб и церковных праздников, и, наконец, договариваются о свидании. Разумеется, развязка у этой истории трагичная.

Предчувствие трагедии витает в альбоме с первых нот: открывающий трек называется «Malamente», что в переводе – «мне плохо». В последующие полчаса слушателя ждет головокружительное звуковое путешествие: запутанные ритмы, страстные переборы акустической гитары, хлопки, незаметно переходящие в электронные биты, перегруженные басы, рев мотоциклов и что только не. В песне «Bagdad» Росалия поет на мотив старого хита Джастина Тимберлейка «Cry me a River», в «Reniego» плачет под аккомпанемент оркестра, в «Di Mi Nombre» устраивает танцы.

Совмещение традиционной музыки с современными тенденциями зачастую чревато сильным упрощением и даже клюквой. Росалия же сумела передать всю сложность и все эмоциональное богатство фламенко, органично совместив с самыми актуальными звуковыми практиками. Результат – неотразимая пластинка, послушать которую стоит каждому.

Конголезский афрофутуризм

Еще одной сенсацией последних лет стала группа со смешным для российского слушателя названием KOKOKO! – именно так, прописными и с восклицательным знаком. Пятерка из Демократической Республики Конго именует себя арт-группой, мастерит из городского мусора самодельные инструменты и устраивает танцевальные перформансы. Детали двигателей, пластиковые контейнеры, металлические листы – на улицах Кишасы, столицы Конго, находится немало объектов, из которых можно извлечь ритм. Чем-то подобным в восьмидесятые годы промышляла немецкая группа Einstürzende Neubauten, но если немцы из всего этого мусора извлекали суровый экспериментальный индастриал, то конголезцы играют, чтобы люди танцевали.

Вышедший совсем недавно дебютный альбом KOKOKO! «Fongola» – одиннадцать треков, которые гарантированно поднимут на уши любую вечеринку. Звон самодельной перкуссии, электронные биты, полиритмия, непонятные, но заразительные речевки и общий эйфорический дух: эта музыка держится африканских корней, но при этом устремлена прямиком в будущее – не факт, что благополучное, но определенно веселое.

KOKOKO! уже успели засветиться на крупнейших мировых фестивалях и даже отыграть в Москве. На своей родине же они выступают в перерывах между отключениями электричества правительством.

Нигерийсий электрофанк

В прошлом выпуске мы рассказывали вам про афробит – жанр, придуманный нигерийским музыкантом Фелой Кути, замешанный на фанке, джазе и традиционной национальной музыке. Несколько в тени Кути остался Уилльям Онйеабор – вероятно, потому что его творчество не так-то просто классифицировать.

В семидесятых Уилльям обучался кинематографии во ВГИКе, а к концу десятилетия покинул Москву и вернулся на родину, где записал девять удивительных альбомов.

Музыка Онйеабора – это фанк, сыгранный на примитивных синтезаторах и с большой фантазией. Африканская ритмика, теплый гул аналоговой электроники, жизнерадостное пение. Для своего времени это был поистине новаторский продукт: на самых прогрессивных нью-йоркских вечеринках что-то подобное зазвучит только к середине нулевых. Самое же ценное в этих альбомах – то, что в каждом звуке слышно, с каким удовольствием все это игралось.

Греческая рембетика

Криминальный греческий романс двадцатых-тридцатых годов прошлого века. Само слово «рембетика» происходит от «рембетикис», что означает – человек вне закона, босяк и бродяга, а буквально – «необузданный, неукротимый».

Неукротимые и необузданные греки пели про гашиш, публичные дома, полицейские налеты, тюремную жизнь – и, конечно же, про любовь. Исполнялись эти песни по большей части в нелегальных курильнях: певцы затягивали свои лихие истории под аккомпанемент щипковых струнных инструментов – бузуки и багламас. Иногда под это дело исполнялся зейбекикос, в простонародье – танец пьяного грека.

В свое время рембетика считалась упадочным жанром, ее исполнители подвергались репрессиям. В послевоенные годы власти делали все возможное, чтобы вычеркнуть рембетику из истории страны. В последние годы культурная общественность Греции пересмотрела свои взгляды на жанр: в 2017-м рембетика вошла в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов