Поиск по сайту

17 Января 2020

Двенадцать нот Жемчужникова

«Слушаем – Обсуждаем»: как прошел концерт Pincode Ensemble


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

В минувшую среду в Центре культуры «Урал» Pincode Ensemble исполнял музыку своего дирижера и художественного руководителя Александра Жемчужникова.

Александр Жемчужников руководит «Другим Оркестром» и камерным составом Pincode Ensemble, пишет музыку для Екатеринбургского ТЮЗа, «Провинциальных танцев» и других театров, в разные годы его произведения исполняли Уральский филармонический оркестр, «B-A-C-H», оркестр Московской филармонии и другие коллективы. И все же Александр Жемчужников – неоткрытый композитор наших дней. Многим гораздо привычнее видеть его как дирижера, который управляет оркестром, играющим The Prodigy и Radiohead, а вот его собственные сочинения слышали до обидного немногие.

Выступление Pincode Ensemble проходило на сцене Центра культуры «Урал», причем слушатели расположились прямо рядом с музыкантами, а ненужный зрительный зал был отрезан плотными шторами. Обстановка установилась интимная, доверительная, располагающая к восприятию новой музыки и беседам о ней. Сама идея концерта располагала и к первому, и ко второму: смысл мероприятий из серии «Слушаем – Обсуждаем» заключается в том, что произведений за концерт играется немного, зато остается время для разговоров между музыкантами и слушателями.

В интервью нашему порталу Александр говорил: «Я не концептуален напрочь». Однако же одно из произведений, исполненных на концерте, имело как раз-таки концептуальную основу. Антон Бородин исполнил цикл из 12 фортепианных пьес, выстроенный следующим образом: в первой пьесе использовалась всего одна нота, во второй две, в третьей три, и так далее. Один из слушателей предположил, что Жемчужников таким образом решил изобразить зарождение музыки. Действительно: от простоты и примитивизма цикл движется в сторону цветущей сложности. Пьесы получились очень разнообразными: от гармоничных этюдов в духе «гимнопедий» Эрика Сати до настоящих лавин и каскадов звука. Все это разнообразие было написано прошлым летом за 12 июльских дней.

Также на концерте прозвучали выдержки из серии пьес для фортепиано и саксофона под общим названием «Объекты». Каждый из этих «объектов» привязан к определенному цвету: мы услышали «Синий» и «Красный». Отдельно взятый объект состоит из двух пьес, объединенных общим настроением, но разительно отличающихся друг от друга: первая – медленная, тягучая, вторая – скоростная, виртуозная. «Синий объект» прозвучал в исполнении Антона Бородина и саксофониста Алексея Захарова, «Красный» же сыграли секретные гостьи концерта – участницы ансамбля современной музыки «Intertext».

Под занавес же мы услышали дуэт фортепиано и виолончели: бессменный Антон Бородин и виолончелист Дмитрий Яковлев исполнили четыре небольших пьесы из цикла «Романтики и циники». Это совсем свежие вещи: Жемчужников отправил партитуры Яковлеву 31 декабря. Однако мелодическое зерно было рождено раньше, некоторые мотивы были использованы в проекте «Другой подкаст: Набоков». Произведения носят названия вроде «Ностальгия», «Девушка» или «Счастье», и звуковой ряд этим наименованиям полностью соответствует: прозрачные фортепианные аккорды, теплый звук виолончели, мягкие мелодические линии. Ничего даже отдаленно циничного в этой музыке нет, зато немало романтики.

Как мы уже писали, Александр Жемчужников – неоткрытый композитор. И прошедший концерт если не радикально изменил эту ситуацию, то, по крайней мере, дал его музыке прозвучать в полную силу.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов