Поиск по сайту

11 Декабря 2015

Кинопремьера: «Про любовь»


Мне нравится!

Под конец календарного года «Дом кино» показал екатеринбургскому зрителю практически всю конкурсную программу «Кинотавра» — остался лишь «Тряпичный союз», который выйдет в прокат только в феврале. Вчера состоялся долгожданный спецпоказ триумфатора фестиваля — фильма Анны Меликян «Про любовь», получившего не только гран-при, но и приз жюри кинопрокатчиков.

Наличие второй награды вкупе с названием и гламурным постером говорит само за себя. Анна Меликян явно знает, что делает: она оборачивает свою картину в такую привлекательную для массового зрителя обертку, что будет странно, если в первый же уикенд влюбленные парочки и просто романтичные натуры, выбирая киносеанс, удержатся от просмотра этой новой российской комедии, внешне так напоминающей вышедший несколько лет назад «День Святого Валентина».

Вторую категорию зрителей составят поклонники Меликян, которая покорила свой сегмент российских киноманов фильмами «Звезда» и «Русалка». Их вряд ли проведешь гламурной оберткой. Не исключено, что они будут слегка снисходительно смотреть на первых и думать, какой этих наивных ребят ждет сюрприз. И окажутся неправы.

Фильм «Про любовь», подобно своему постеру, не лишен гламура. Легкая, забавная и насквозь пропитанная иронией лента рядовому зрителю придется по вкусу, как и искушенным кинолюбителям, пристально следившим за судьбой конкурсантов «Кинотавра». Причина проста — Меликян умеет говорить о тревожащих ее проблемах очень доступным языком, при этом неизменно сохраняя свой неповторимый авторский почерк. И поиск ответа на вопрос «Что такое любовь», которым задаются время от времени герои фильма, превращается в увлекательную череду зарисовок о жизни современного российского (главным образом, конечно, столичного, ибо все события происходят в Москве) общества в хипстерскую эпоху.

Главную краску картины задает первая история — сюжет об отношениях ребят-косплееров, для которых реальность настолько скучна и непривлекательна, что они предпочитают жить и любить в мире аниме. Они надевают кричаще яркие парики, нелепую одежду и наушники ядовито-желтого цвета и выходят в реальный мир со своими правилами. Главное — придерживаться выдуманного образа: тогда любовь, как в мультфильмах, окрасит весь мир в нежно-пастельные тона. И столкновение с реальностью — серой комнатой в коммуналке, обшарпанным кухонным столом, чаем в пакетиках — только убеждает героев в том, что любовь возможна только в выдуманном мире.

Идея того, что любовь возможна только при определенном «если», прослеживается во всех новеллах. Можно полюбить неудачника, который сутки напролет убивает танки на экране монитора, если убедить себя в том, что, переспав с боссом, ты обеспечишь себе и горе-жениху безбедное существование на всю оставшуюся жизнь. Можно любить двух женщин одновременно, если ты художник и главное для тебя вовсе не отношения, а вдохновение. Можно попробовать найти любовь в другой стране, если свято верить любым небылицам, которые рассказывают тебе кандидаты на руку и сердце. В противном случае, то бишь в реальности, любовь исчерпывается лекцией в исполнении циничной дамочки (Рената Литвинова) о гормонах и рефлексах.

Все эти истории зритель смотрит словно бы на экране планшета — вполне привычный формат для инстаграм-поколения. На экранчике появляются селфи и хэштеги, а романтичные истории старательно отфильтрованы. Понятие любви в этом мире настолько примитивно, что вопрос «Что такое любовь?» из уст героев звучит по меньшей мере смешно.

Единственная героиня, которой Меликян позволяет быть искренней, — японка, приехавшая в Москву на фестиваль русской культуры. Выбор понятен: эта девушка — не отсюда. Да, она тоже живет в мегаполисе — Токио Москве не уступит — и не отрывает взгляд от экранов гаджетов. Но она не прячется от реальной жизни, а напротив, всем сердцем рвется к настоящему. А где искать настоящее, если не на родине загадочной русской души? На фоне остальных новелл ее наивность кажется едва ли не абсурдной — девушка сравнивает себя с Наташей Ростовой и Настасьей Филипповной, бесконечно романтизирует русский стиль общения и характер, влюбленными глазами смотрит на каждого из своих ухажеров — от неудачников до отпетых негодяев.

Эта новелла не уступает в ироничности всем остальным, но тут Меликян слегка смещает луч своего обличительного прожектора. Наивная японская девочка видит в своих избранниках то, чего мы в повседневной жизни стараемся не замечать: ограниченность, невежество, моральную деградацию. Ее попытки поговорить с ними о русских композиторах, писателях, художниках оборачиваются крахом: эти мужчины и не слышали о Скрябине, Маяковском, Бродском… До любви ли тут?

Апогей цинизма — финальная история все той же Ренаты Литвиновой. Завершив лекцию про любовь «На стрелке» и заслужив скудные аплодисменты и куда более внушительный гонорар, она отправляется прямиком в квартиру бывшего мужа, чтобы по полочкам разобрать его слепую влюбленность в юную девушку. Хладнокровно осматривая объект, героиня Литвиновой бросает в экс-супруга цифрами, во сколько обойдется маникюр и педикюр избранницы, и фактами — сколько потрачено на новые нос, волосы и грудь. А после выносит неутешительный вердикт, преспокойно забирает денежное вознаграждение и выходит на ночные московские улицы. Вот и вся любовь…

Бытует мнение, что эпоха хипстеров подходит к концу. Кризис потихоньку прореживает ряды мальчиков и девочек в узких джинсах и кедах с айфонами в руках. Если это так, то фильм Меликян станет своеобразным прощанием с этой эпохой, неким слепком времени, каким стали в свое время «Стиляги». Только вот той ностальгии, которая охватывает зрителя при просмотре титров ленты Тодоровского, от фильма «Про любовь» ждать не стоит. И дело здесь не в фильме — свой «лайк» от российского зрителя Анна Меликян заработала честно. Но хочется, чтобы в ленте нашей жизни этот пост поскорее остался позади, чтобы наконец пришло время для чего-то настоящего.

Автор Дарья Мичурина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры