Поиск по сайту

06 Декабря 2017

Фронт без слов

О фильме открытия «Артдокфест 2017»


Текст: Юлия Овсянникова Текст: Юлия Овсянникова
Мне нравится!

4 декабря в Ельцин Центре стартовал Международный фестиваль авторского документального кино «Артдокфест 2017». Серию кинопоказов открыл фильм Андрея Осипова «Восточный фронт», а представил картину и рассказал историю ее создания режиссер-документалист и президент фестиваля Виталий Манский.

Манский объяснил, что фильм уже был показан в Екатеринбурге на кинофестивале «Россия», причем ровно в том же хронометраже, что показывается на «Артдокфесте». Именно пример «Восточного фронта» дал повод президенту фестиваля авторского документального кино подчеркнуть, что «Артдокфест» отличается от прочих кинофестов: «Андрей Осипов — один из самых ярких документалистов современной России, человек, давно работающий с хроникой, чувствующий и понимающий ее. При поддержке Министерства культуры он создал некую панораму изменения немецкого общества по мере его всасывания, погружения в восточный фронт, без использования какого-либо дикторского текста. Просто созерцание и понимание на чувственном уровне. Однако в Министерстве культуры Осипову предложили добавить текст, который будет написан военно-историческим обществом, объясняя это тем, что российский зритель не подготовлен и “немножко туповат”.  Андрей, будучи человеком неконфликтным, согласился. Было написано 32 листа текста. Так из «Восточного фронта» картина превратилась в фильм “Другая война”, который и был показан на фестивале “Россия”».

На самом деле сложно представить эту картину с какими-то комментариями. Ведь первое, что помогает проникнуться атмосферой – это именно тишина. В фильме не было сказано ни одного слова, вещи, показанные на экране, совершенно не требовали пояснения. В первых черно-белых кадрах сверкали беззаботные улыбки людей, звучала легкая приятная музыка. Всего за несколько минут это стало привычным, стало даже забываться, что это фильм о войне. Но с брошенной маленьким мальчиком гранатой мелодия резко оборвалась и взорвалось здание, а за ним еще одно, и еще…

На таком контрасте построена вся картина. Кадры с вспыхивающими деревнями, утопающими суднами резко сменяются бытовыми сценами. Только всматриваешься в то, как прикармливают птицу или гладят щенка, как на экране появляется тяжелая артиллерия.

В фильме нет истории об отдельно взятом герое, главный персонаж здесь – война, причем показана ее обратная сторона. Мы привыкли видеть в военных фильмах только один фронт — свой. И, конечно же, это правильно: сколько бы ни было придумано инсценировок и новых историй, о каждой судьбе не рассказать, поэтому любая картина повествует об отдельном герое, его военном пути.

А что же происходит на той стороне? Мы испытываем к ней ненависть, вражду и даже не думаем о том, что там — тоже люди. Сцена с кладбищем, где развернулась огромная панорама захоронений, вызвала у зрителей шок: несмотря на то, что крупным планом были показаны немецкие фамилии, по залу пронеслись вздохи. В этом заключается главное противоречие фильма: режиссер дает зрителю посмотреть на войну глазами немецких солдат, однако здесь нет никакого авторского отношения или оценки, это просто хроника, повод задуматься. Заключительным моментом фильма являются сцены, в которых показана казнь, но и в этом случае режиссер обращает внимание зрителя не на жертв, а на палачей – молодых парней, которые вынуждены совершать жестокие деяния.

В этот день также состоялся показ фильма «Сталинград. Мы еще живы или нет?» Алексея Янковского. Однако не все зрители были готовы к его просмотру. «”Сталинграда” уже не выдержу. Ужас, что с нами делают? Так и знал, что веревкой все кончится», — слышатся негромкие разговоры. Гардеробщица в кинотеатре также поддерживает беседу, добавляя: «Я такие фильмы вообще не смотрю. Потом уснуть не могу, и кошмары снятся». Картина и правда оказалась тяжелой, думается, она способна пробить даже самого стойкого зрителя. Но ценно то, что режиссер заглядывает на противоположную сторону, не разделяет участников войны на «своих» и «чужих». Тем самым он избавляет зрителя от своей «диктовки», позволяя ему сделать из увиденного собственные выводы и самому решить, что правильно, а что – нет.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга