Поиск по сайту

17 Января 2018

Кинопремьера: «Темные времена»

Рецензия на фильм Джо Райта о премьер-министре Великобритании Уинстоне Черчилле


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

Оглянитесь по сторонам. Информационный шум, в котором тонут геополитические разногласия, захлестывает человека настолько, что модная сейчас позиция – «я принципиально не смотрю телевизор» – уже не спасает от оглушительной волны раздражения, злобы, потери веры в будущее. Островком надежды становятся фильмы-биографии, которые дают энергию жить и стремиться. Создание такой ленты – дело нелегкое, так как зритель априори уже знает конец истории и идет на нее ради тонкой эмоциональной субстанции. Новый фильм Джо Райта, который мы посмотрели в киноконцертном театре «Космос», входит в эту же жанровую копилку, но дает зрителю принципиально иное.

После просмотра кинокартины «Темные времена» сразу же вспоминается французский исторический роман Эрика-Эммануэля Шмитта «Другая судьба» о жизни Адольфа Гитлера. В ней две сюжетные линии: в одной Адольф Гитлер поступает в Академию художеств, в другой – фактологической версии – нет. Способно ли одно событие в жизни изменить все последующие? Об этом задумывается Шмитт и при опоре на упрощенный биографический базис словесно рисует две судьбы. Основная проблема состоит в том, что, пытаясь представить Адольфа Гитлера человеком из крови и плоти со своими слабостями, увлечениями и воззрениями, Шмитт его типизировал и подчас делал карикатурным персонажем. То же самое можно наблюдать и в фильме Джо Райта.

В фокусе внимания режиссера – май 1940 года, не случайно оригинальное название фильма звучит как «Darkest Hour», что в переводе означает – «самый темный час». Время, взятое для канвы, действительно представляет собой вспышку из событий. На экране то и дело сменяются даты, показанные желтым шрифтом посредине экрана.

Сюжетный каркас фильма строится на следующем зачине: британский король Георг VI (Бен Мендельсон) вынужденно назначает Уинстона Черчилля (Гэри Олдман) премьер-министром, так как он – единственный член правящей партии, которого поддерживает оппозиция. Предыдущий премьер-министр Невилл Чемберлен ушел в отставку, так как вел «Странную войну» (неологизм впервые употребил французский журналист Ролан Доржелес), что  не устроило лейбористов. «Я получил эту работу, потому что корабль тонет», — говорит Уинстон Черчилль и, как позже покажет история, окажется абсолютно прав. Ему придется или согласиться на мирное соглашение с Адольфом Гитлером, или пойти в наступление. Эта история выбора показана не через призму исторических документов и политических баталий. Уинстон Черчилль – вот точка отсчета.

В детстве многие фантазировали о машине времени (да что уж душой кривить, и некоторые взрослые не прочь бросить все и махнуть в ретро путешествие с подушкой безопасности в виде неприкосновенности). Фильм Джо Райта дает эту возможность: зритель увидит утонченные английские интерьеры правительственных кабинетов, мерцающую лампочку подземного бункера, типичные диккенсовские английские улицы.

Исторический фон выдержан (костюмерам – отдельное браво!), но вот психологической глубины не хватает.

Привычки, как известно, проявляют наше второе «я». Любовь к коньяку и сигарам («Как вы можете постоянно пить?» – удивленно спрашивает его король и получает  ответ: «Закалка»), к эксцентричным поступкам («Мисс, я выхожу – в обнаженном состоянии!» – обескураженные глаза секретарши говорят сами за себя), к работе в постели – все это штрихи к портрету Черчилля.

Кажется, что все составляющие удачи есть: внешнее сходство актера (без сомнения, этот фильм войдет в историю, как хрестоматийный пример гримерской работы), воссоздание атмосферы того времени, документальность (в основе сценария три речи Черчилля, которые досконально изучаются знатоками ораторского искусства). Рассчитанной до последнего миллиметра картине не хватает воздуха.

Работа Гэри Олдмана достойна номинации «Лучший актер» в рамках премии «Оскар-2018». С присущим перфекционизмом он копирует походку Черчилля с характерным наклоном вперед и опорой на палку и мимику. В английской версии трейлера отчетливо  слышна типичная интонация политика, что говорит о скрупулезной актерской подготовке к роли. Гэри Олдман захватывает авансцену настолько, что в какой-то момент начинаешь себя спрашивать: «А зачем здесь остальные персонажи? Какой смысл несет в себе их появление?» И отрицательный ответ напрашивается сам собой.

В Гэри Олдмане зритель видит Уинстона Черчилля, но не верит в то, что этот человек был величайшим британцем в истории. «Лишь бы его не хватил удар!» –  слова, которые крутятся в голове во время просмотра. Отдышка и причмокивания лишь усиливают впечатление.

В связи с этим после фильма все-таки не оставляет желание перечитать биографию Черчилля. В поисках фактов можно найти высказывание одного из помощников Черчилля, который вспоминал о нем так: «Я никогда не видел его усталым. Он всегда действовал точно, как часовый механизм. Он знал, как правильно распределять и расходовать жизненную энергию». После просмотра фильма под этими словами не подпишешься, никакой энергии в нем нет.  Джо Райт так увлекся растиражированными фактами (сигара и алкоголь), что не смог высветить главное – натуру человека, которому бы подошли слова Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей». Минималистичная музыка Дарио Марианелли создает атмосферу, но она не дополняет образ Уинстона Черчилля, потому что в ней не хватает перчинки, которая была в этом человеке.

Операторское мастерство Брюно Дельбоннеля (оператор с мировым именем, неоднократный номинант на «Оскар») – достоинство фильма. Если вы не знакомы с его работами, то советуем вам восполнить эту лакуну (хотя, наверное, ленту «Гарри Поттер и Принц-полукровка» вы смотрели – это его рук дело). Оператор, который окончил философский факультет Сорбонны, предлагает нетривиальные способы подачи материала. В начале фильма камера как будто держит дистанцию. Зритель видит Черчилля издалека – камера берет ракурс сверху и сбоку – притом, что обстановка, в которой его встречает смотрящий, достаточно интимна: постель, первые часы пробуждения. Пройдут минуты, и он будет задыхаться от возмущения и брызгать слюной: будьте уверены, ощущение, что капля слюны до вас долетела, не пропадет. Игра на контрастах с выверенной интонацией – главные приемы именитого оператора. Примечательно, что если вы выключите звук, то вы все равно считаете настроение, тон, атмосферу. Это ли не показатель операторского профессионализма?

Фильм «Темные времена» доказывает, что кино – это, прежде всего, вид пластического искусства. Визуальная сторона идеальна, чего не скажешь о внутреннем наполнении. Между тем, работы мастеров Гэри Олдмана и  Брюно Дельбоннеля уже делают просмотр двухчасовой кинокартины оправданным. Главное – смахнуть перед просмотром возвышенные надежды о том, что после фильма захочется прогнуть мир под себя. Нет, не захочется, но, может быть, мы справимся и сами?

В российский прокат картина «Темные времена» выходит 18 января.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры