Поиск по сайту

29 Января 2018

Кинопремьера: Выставка Hokusai Британского музея

Рецензия на фильм-выставку английского режиссера Патрисии Уитли


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

В минувший уикенд в киноконцертном театре «Космос» состоялись эксклюзивные показы фильма «Выставка Hokusai Британского музея». Благодаря современной технологии 8К UltraHD Video зрители смогли в деталях рассмотреть гравюры, рисунки и картины мастера японской гравюры Кацусика Хокусая. Его знаменитая «Большая волна в Канагаве» из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» «захлестнула» весь мир и изменила мировое искусство. В чем же именно состояло новаторство Кацусика Хокусая? На этот вопрос дает ответ ведущий искусствовед Эндрю Грэм-Диксон, а также именитые художники в фильме английского режиссера Патрисии Уитли.

Определить ценность фильма такого рода не составляет труда хотя бы по одной причине – такие ленты меняют штампованное восприятие картины. Закройте глаза и представьте картину «Большая волна в Канагаве». Как бы вы ее описали тому, кто ее никто не видел? Большинство людей без искусствоведческого образования начали бы с характеристики сюжета картины: еще секунда и смертельная волна обрушится на лодку, в которой моряки с ужасом цепляются за края хлипкого «убежища» в призрачной надежде на спасение, вдалеке же виднеется вулкан Фудзи. Между тем, европейский подход в нахождении смысловых кодов путем расшифровки содержания не сработает в этом случае.

Проведем ассоциацию. Эжен Делакруа воссоздал всю историю Франции, Поль Гоген пытался убежать от разлагающейся цивилизации – список можно продолжить, но можно ли четко определить «красную линию», например, творчества Поля Сезанна? А ведь как и Кацусика Хокусай, он не раз повторял один и тот же сюжет. Склон горы Сен-Виктуар Сезанн писал изо дня в день, не щадя своего времени и сил. Логичный вопрос – что дает зрителю и художнику повторение одной и той же картины? И ответ прост – всю Вселенную, которая пробивается через знакомый сюжет разными мазками.

Крупные планы позволяют внимательно рассмотреть серию картин «36 видов Фудзи»: в глаза бросается композиция с наклоном, бьющая энергия (кажется, что волна окатит брызгами сейчас и нас), сопутствующая звуковая иллюзия (вам ведь тоже слышен характерный рев стихии?), особые оттенки синего цвета волны еще больше акцентируют драматургию гравюры. С точки зрения природы – обычная волна, с точки зрения человека – борьба за жизнь.

Зритель предстает в роли «путешественника», который на безопасном расстоянии видит первостепенное – открытое водное пространство, и второстепенное – гору Фудзи, главный символ Японии. Хокусай объединяет постоянство (гору) и вечный хаос (стихию) одним цветом, одной формой и даже одной сущностью: гора Фудзи представляет собой вулкан, а значит еще одну стихию. Признанные современные художники Дэвид Хокни, Грейсон Перри и Мэгги Хэмблинг словесно рисуют свой образ гравюр японского мастера, который состоит из ощущений. Игра ракурсов, цветов, формы – чем не классическая поэзия хокку?

Фраза Дэвида Хокни, сказанная им во время небольшого интервью, может служить квинтэссенцией и фильму, и выставке: «Как говорили раньше, для живописи нужно три компонента: руки, глаза и сердце, двумя не обойтись». Благодаря фильму Патрисии Уитли зрители в любом уголке мира могут увидеть красоту философии Хокусая и почувствовать ее сердцем. Этому способствует композиция фильма: отрывки биографии Хокусая, анализ его работ, оценка их исследователями и коллегами складываются в единую мозаику, что позволяет занять картине свое место среди качественных документальных фильмов.

Роджер Кейс – ученый, посвятивший жизнь изучению творчества Кацусика Хокусая, еще один значимый герой-интерпретатор творчества Хокусая в фильме. На экране сначала появляется фотография молодого человека только-только начавшего разбираться в сложностях творчества японского гения, затем же зритель видит уже пожилого Роджера Кейса, который не стесняется плакать от счастья при виде оригинальных полотен и высказывать неподдельное удивление при обнаружении новых деталей. Фильм длится 87 минут, и все это время не покидает ощущение белой зависти. На «Выставке Hokusai Британского музея» можно было увидеть не только копию гравюры «Большая волна в Канагаве» (согласно приблизительным оценкам было создано от 5 до 8 тысяч экземпляров гравюры!), но и другие жемчужины из творчества Хокусая: на экспозиции представлено 110 работ. Эта цифра символична. Хокусай хотел дожить до 110 лет, чтобы успеть понять все тонкости своей профессии, которой дышал: «В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка будут сама жизнь». Великий художник Японии умер в возрасте 89 лет, но он смог сделать больше, чем задумывал, – он создал универсум нового искусства.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга