Поиск по сайту

07 Марта 2018

Кинопремьера: «Зови меня своим именем»

Рецензия на фильм сицилийского режиссера Луки Гуаданьино о взрослении человека


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

Фильм сицилийского режиссера Луки Гуаданьино «Зови меня своим именем» представляет собой интеллектуальное фестивальное кино о поиске и принятии себя. В широкий прокат фильм так и не вышел из-за центральной темы любви, присущей классическим новеллам Томаса Манна «Смерть в Венеции» и Стефана Цвейга «Смятение чувств». Между тем, это не помешало кинокартине триумфально срывать овации на кинофестивалях в Берлине, Торонто, Лондоне и Нью-Йорке, а впоследствии и получить «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий» – сюжет основан на одноименном романе известного прустоведа Андре Асимана, который написал его всего за три с половиной месяца.

История происходит в 1983 году на Вилле Альбергони, бывшей крепости, превращенной в дом XVII века в ломбардийском городе Москазано. В эпицентре – шесть летних недель 17-летнего Элио Перлмана (Тимоти Шаламе), сына американского профессора-археолога и итальянской переводчицы, которые он провел на родительской вилле в компании 24-летнего американского аспиранта Оливера (Арми Хаммер), приехавшего погостить на виллу Перлманов для оказания исследовательской помощи отцу Элио. Герои не сразу осознают привязанность и страсть друг к другу, но когда это случится, цунами любви уже будет не остановить.

Для Элио эта любовь будет первой, а значит, все сметающей на своем пути, искренней и безудержной. Название фильма отражает придуманную ими двоими игру: когда кажется, что ближе быть просто нельзя, стоит назвать друг друга своими же именами и увидеть в другом продолжение себя самого. Зритель чувствует запахи, видит цвета, ощущает капли персикового нектара так, будто сам находится рядом с героями – воспоминания о первой любви бьют даже через непроницаемый экран в кинозале благодаря искусно созданной системе символов.

Внутреннее убранство дома становится отражением душевного состояния героев: перед первой встречей с Оливером Элио освобождает от своей одежды большой деревянный шкаф  в своей спальне для того, чтобы уступить его прибывшему гостю. «Моя комната теперь твоя комната. Я буду рядом. Нам придется разделить ванную комнату – это мой единственный выход». Изначально объединяющим звеном становится интимная зона дома нежно-голубого цвета, которая является визуальным маркером для зрителя: герои будут обнажаться и духовно, и физически друг перед другом для того, чтобы познать что-то большее в себе, открыть для себя чувство собственной свободы, которая априори всегда ограничена. И этот фильм удивительным образом пересекается с творением Франсуа Озона «Молода и прекрасна», в котором 17-летняя студентка Сорбонны Изабель (Марина Вакт) погружается в мир элитной проституции не из-за денежных или семейных проблем, а из-за щемящего чувства потери себя и желания ощутить глоток пьянящей свободы.

И Элио, и Оливер – герои артистической среды, в которой принято читать классиков, играть на гитаре и фортепиано аранжировки ранней пьесы Баха и свободно (на уровне C2, не меньше) говорить на английском, итальянском и французском языках, что делает просмотр картины в оригинале истинным удовольствием.

Эта незакостенелость мышления позволяет родителям с пониманием отнестись к увлечению сына и позволить ему самому сделать выбор. Фильм «Зови меня своим именем» – меланхолия по забытым вещам, ценным в любом гуманистическом обществе: уважение личности человека должно быть на первом месте в любых отношениях, родительских или любовных. Режиссер Лука Гуаданьино всецело придерживается выдвинутого принципа и не опускается до использования клише на тему лиц нетрадиционной ориентации в этой возвышенной картине о любви. Наиболее интимная сцена с персиком, наверное, единственное, что может смутить зрителей, застегнутых на все пуговицы – все сексуальные сцены сняты чувственно, но не пошло.

Немалая заслуга в этом оператора авторского кино Сэйомбху Мукдипрома, который стал победителем ежегодной церемонии награждения в области независимого кино Film  Independent Spirit Awards 2018 за этот фильм. Кажется, что оператор наполняет кадр итальянским воздухом, который еще немного — и дунет прямо зрителю в лицо. Расстегнутые на груди рубашки и шорты, становящиеся объектом фетиша, пруды и изысканные сады, бассейны и античные статуи вкупе с ссадинами и мокрыми поцелуями, слезами радости открытия своей сексуальности и щемящего ощущения приближающегося расставания – каждый кадр таит в себе историю. Кинокартину полностью сняли при помощи одного-единственного объектива – Cooke S4 35mm. Дотошная работа по планированию кадров и поиску нестандартных решений по подаче помогла вскрыть глубинный смысл истории – обнажить духовную любовь героев. «Я хотел добиться ощущения человеческого взгляда, ощущения простоты, но при этом сделать так, чтобы окружение и пейзаж дышали, – отметил в одном из интервью Сэйомбху Мукдипрома. – Лишь один объектив для всего: для начальных титров, для основной части производства, для финального кадра — я хотел быть как можно прямее, чтобы между камерой и актерами не было дополнительных технологий». Многие кадры сняты снизу вверх, как будто украдкой, для того, чтобы не нарушить зарождающееся хрупкое пока еще чувство, в противовес этому прямые и приближенные кадры во время интимных сцен кричат о страсти, об открытости, о тлеющем огне приближающегося конца истории.

И Тимоти Шаламе, и Арми Хаммер – актеры, которые созданы для этой истории. Весь фильм представляет собой па-де-де, состоящее из виртуозной коды двух «танцовщиков». В Оливере виден взрослый, уверенный в себе мужчина, который понимает, что играет с первыми чувствами Элио, но ничего не может с этим поделать. Дискобол Мирона – первая скульптура, которая изображает человека в движении, была безвременно утеряна в Средние века, и кажется,  что Арми Хаммер оживляет ее на экране – та же полуулыбка и решительный взгляд, легкость и реалистичность движений при всей своей простоте. Тимоти Шаламе не уходит в манерность или нарциссизм, но живет в кадре и откликается на все искания своего героя. Финальная сцена проживания им внутренней трагедии-предательства трогает и без того покоренную душу. Можно ли одним взглядом высказать и обиду, и боль, и любовь, и надежду? В плеяде талантливых молодых актеров прибыло – за эту роль он получил независимую премию Gotham Independent Film Awards, был номинирован на «Золотой глобус» и получил номинацию на «Оскар»-2018.

Музыка американского автора-исполнителя Суфьяна Стивенса обрамляет воздушный кинороман. Будьте уверены, заглавную песню – «Visions of Gideon» – вы прослушаете еще не раз и не два после просмотра фильма – вам захочется вернуться, чтобы вновь всколыхнуть что-то важное в себе и открыть самого себя для себя. Хорошее кино для этого и создано.

Показ фильма «Зови меня своим именем» на языке оригинала осуществлялся Cool Connections в рамках фестиваля независимого кино, за расписанием можно следить здесь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга