Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

28 Апреля 2018

Кинопремьера: «Лицо»

О новом польском фильме


Мне нравится!

На этой неделе в российский прокат вышел фильм «Лицо» – сатирическая картина, взявшая Гран-при на Берлинском кинофестивале. Рассказываем, почему «Лицо» стоит увидеть.

Среди густых лесов, среди покрытых туманом полей, среди шумящих на ветру деревьев, среди покосившихся деревенских домиков и типовых пятиэтажек, среди пастбищ, на которых пасутся свиньи, среди маленьких двориков, на которых дети играются с отрубленными головами этих самых свиней, по узкой петляющей дороге под низко нависшими свинцовыми облаками мчит на своей машине Яцек. Он молод, могуч и хорош собой, правда, длинноволос, за что деревенские иногда кличут его девкой. Но ему до этих пересуд дела нет. Он без ума от песен группы Metallica и Дагмары – дерзкой стриженной блондинки, первой красотки на деревне. Они лихо отплясывают на сельской дискотеке, скачут на коне по полям, а на обдуваемом всеми ветрами шатком мосту он делает ей предложение руки и сердца – и она соглашается. Жизнь прекрасна, на этом бы поставить точку и разойтись. Но нет.

Яцек трудится на возведении самой большой в мире статуи Иисуса Христа – больше, чем в Рио де Жанейро. В один отнюдь не прекрасный день он сорвется с самой ее верхушки. Обнаружит он себя уже в больнице, выжившим благодаря медицинскому чуду – первой в Европе пересадки лица. С новым лицом ему будет трудно: никакой мимики, трудно глотать, еще труднее говорить, один глаз нерабочий. Но физические трудности – ничто по сравнению с тем, что ждет его по возвращению в родную деревню...

Фильм основан на двух событиях, произошедших на самом деле – правда, в реальности никак друг с другом не связанных. В Польше действительно построили самую большую статую Иисуса Христа. В Польше действительно провели первую в Европе операцию по пересадке лица. Оба события недавние, и польский министр культуры уже успел обозвать фильм Малгожаты Шумовской показным и тенденциозным. Она выступала продюсером «Антихриста», самой скандальной ленты Триера, так что к критике на высшем уровне она была готова – как и к шумному успеху на кинофестивалях.

Криминал, педофилия, движения против абортов, смерть родителей – вот темы, к которым Малгожата Шумовска обращалась в предыдущих фильмах (последний из них называется «Тело»). Тема «Лица» – нравы польской глубинки. Подобно Грейс в триеровском «Догвилле», Яцек выступает здесь в качестве лакмусовой бумажки. Заложенная в названии метафора проста: когда он теряет лицо, окружающие показывают свои истинные лица. Дагмара начинает избегать его и кутить с другими мужиками. Мать решает, что в сына вселился дьявол и вызывает на дом экзорциста. Мальчишки на улице кидаются камнями и обзывают «рожей». Деревенские жители бросают косые взгляды. Важный момент: все герои фильма – истовые католики и ревностные посетители местной церкви. На их подаяния и строится статуя Христа.

Из всего вышеописанного можно предположить, что «Лицо» – суровая гиперреалистическая социалка. Спешим опровергнуть такие предположения: местами фильм Шумовской – без пяти минут комедия, собрание уморительных гэгов. Взять хотя бы диалог Дагмары и священника: «– У тебя кто-то есть, дочь моя? – Да. – Чиста ли ты? – Не совсем. – Трогаете ли вы друг друга? – Ну да. – А где вы друг друга трогаете? – Ну… дома». Или сцену, с которой начинается фильм: полуголые покупатели дерутся за уцененные телевизоры. А вот эпизод, в котором мать проводит ночь возле тела усопшего мужа, вооружившись мухобойкой.

Смешно? Весьма. Страшно? Безусловно. «Лицо» – сюрреализм, гротеск, абсурд; польскую деревню Шумовска изобразила в совершенно босховском духе. В создании такого эффекта ей помог Михал Энглерт, выдающийся польский оператор. Для фильма он нашли интересный визуальный ход: абсолютно каждый кадр этой картины размыт по краям. Примерно так окружающий мир видит наполовину слепнущий человек – или человек, взор которого застилают слезы. При всем остроумии, при всем своем черном юморе Малгожата Шумовска определенно серьезна, в своем фильме она предъявляет к героям конкретные претензии. Если вы такие истовые христиане, то почему в свободное время шутите про эвтаназию и прыгающих с крыши евреев? Если вы собрали уйму денег на постройку огромной статуи, то почему зажимаете на лечение парня, который стал непосредственной жертвой этого строительства? Если вы такие религиозные, то почему такие безбожные? Если вы люди, то почему ведете себя как звери?

Вопросы звучат веско и громко, выходят далеко за пределы фильма, за пределы Польши и даже всей Европы. Несмотря на сочную местную фактуру – все эти покосившиеся домики и футбол свинскими головами – «Лицо» поднимает темы, которые актуальны везде, потому что затрагивают аспекты морали и человеческого духа. Пусть и с оговорками, но такую ситуацию нетрудно представить и в каком-нибудь стивенкинговском американском городке, и в балабановском русском. Тем более, что начинается фильм с титра «Нигде».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга