Поиск по сайту

05 Июля 2018

Кинопремьера: Остров собак

Рецензия на новый фильм от Уэса Андерсона


Мне нравится!

Обладатель приза Берлинского фестиваля за режиссуру и мультфильм, которому пророчат Оскар–2019, «Остров собак» обладает всеми качествами, необходимыми для приобретения всеобщей любви: продуманным сюжетом, множеством подтекстов и харизматичными персонажами.

Собаки города Мегасаки заболевают собачьим гриппом. В связи с этим мэр и по совместительству потомок клана любителей кошек Кобаяши предлагает сослать абсолютно всех псов на мусорный остров. Мэр Кобаяши обладает незаурядной харизмой, а потому без труда убеждает жителей города отказаться от своих питомцев. Но палки в колеса сумасбродному главе Мегасаки вставляет его собственный подопечный, 12-летний Атари, которого мэр взял под свое крыло после смерти родителей.

Атари угоняет один из самолетов и отправляется на поиски своего пса Спота. На острове, где бывшие домашние питомцы тоскуют без внимания человека и нормальной пищи, мальчик обзаводится верными друзьями, которые помогут ему найти любимого питомца.

12-летний Атари, оказавшись на собачьем острове, не выглядит бесспорным победителем или героем, явившимся всех спасти. Как и в остальных персонажах, в нем есть несовершенства. Например, неуклюжесть, неудачливость и детская наивность. Он уравнен с больными псами тем, что во время крушения самолета и сам получил немало увечий: глаз его заплыл кровью, зуба не хватает, а из головы торчит кусок металла, который опасно вынимать. Да и псы не воспринимают Атари как мессию и освободителя, решая помочь ему в память о своих прошлых хозяевах.

Главные герои фильма – псы. Именно их речь мы понимаем, в то время, как почти все люди «Острова собак» говорят на эмоциональном японском. Об истинном смысле их фраз нам приходится лишь догадываться, ориентируясь на жесты и мимику. Именно истории собак рассказаны зрителю в полной мере, их образы и развитие персонажа продуманы и четко прослеживаются. Стараясь выжить на никчемном клочке земли без помощи человека (а многим она просто необходима), псы все же создали собственное сообщество, которое напоминает почти любой из постапокалиптических фильмов. В их мире есть «пророк», «лекарь», «особо жестокая стая, живущая на другом конце острова», заброшенный парк аттракционов и собственное средство связи.

Одно из бесспорных достоинств картины – необычные фирменные куклы Андерсона. Каждый волосок собачьей шерсти просматривается, ссадины и залысины от бесконечных драк и недостатка питания красноречивее всех слов о трудностях «островитян». Обладают они и особенной пластикой, в которой, кажется, что ходуном ходит все собачье тело. Благодаря подвижности шарниров, в походке и движениях персонажей проявляется их уникальность.

Как и предыдущий кукольный шедевр Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс», «Остров собак» вызывает волну самых разнообразных чувств: от безумной тоски и желания обнять своего питомца до ненависти ко всему человечеству. В его фильмах люди показаны как импульсивные, эгоистичные и недалекие существа, беспрекословно подчиняющиеся явно чересчур взбалмошному правителю, и такой убедительной позиции Андерсона трудно что-то противопоставить.

Но одним этим симпатии миллионов не завоевать, а потому в бой вступает бесконечная ирония, умение подмечать детали и отсутствие «идеальных» персонажей. Некоторые из собак, показанных в фильме как настоящие друзья человека, обладают множеством объективных недостатков, таких как слепая верность, глупость или чревоугодие. Атари же и вовсе демонстрирует качества, явно приобретенные у своего опекуна: гневливость, надменность, настойчивость, – но именно благодаря им мальчику и удается достичь своей цели. Да, у Андерсона нет безусловно положительных героев, но все их недостатки с лихвой компенсируются достоинствами, среди которых бесстрашие, верность, смекалка, доброта и дух авантюризма.

«Остров собак» – непредсказуемая и ироничная картина-размышление на тему недалекого будущего, ожидающего нас в случае, если человечество продолжит бесконечно потреблять и слепо следовать за «сильнейшим». При этом фильм не становится сказкой с хорошим концом (хотя он все-таки будет). За горькой усмешкой стоит предостережение не только для отдельной личности, но и для всего общества. А после выхода из кинотеатра тянет почитать Стивена Фрая или не менее саркастичного Хармса.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга