Поиск по сайту

06 Июля 2018

Кинопремьера: «Пылающий»

Рецензия на один из главных фильмов Каннского фестиваля


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

Призрачно все в этом мире бушующем, а в том числе и в новом фильме Ли Чхан Дона, получившем высокие оценки в Каннах и оперативно вышедшем в российский прокат. Мы побывали на показе в Ельцин Центре и спешим поделиться впечатлениями.

Джонсу жил в хибаре за городом, водил старый пикап, мечтал стать писателем, был беден. Джонсу встретил Хаэми, но не вспомнил ее. Зато она вспомнила его – когда они были детьми, она упала в колодец и просидела в мокрой темноте несколько часов, пока он ни увидел ее и ни позвал на помощь. По крайней мере, так сказала Хаэми, а еще – попросила его приглядывать за котом, пока будет путешествовать по Африке. Джонсу влюбился в нее и ходил кормить кота, которого, правда, так и не увидел. Когда пришло время, помчался в аэропорт встречать свою любовь, но Хаэми вернулась не одна, а в компании Бена – мажора, рассекающего по Сеулу на «Феррари», живущего в роскошной современной квартире, готовящего пасту под музыку, а на досуге сжигающего старые теплицы. Скоро Хаэми пропадет, Бен пожмет плечами, а Джонсу начнет метаться по округе в поисках сгоревших теплиц, смутно подозревая, что все совсем не то, чем кажется.

Колодцы, коты, пропавшие девушки… «Все это подозрительно напоминает Харуки Мураками!» – скажет внимательный зритель и будет прав: «Пылающий» основан на рассказе японского писателя «Сжечь сарай», а кроме того, напоминает его «Хроники заводной птицы». «Пылающий» следует не букве, но духу Мураками: в фильме мы имеем то же пристальное вглядывание в повседневность до тех пор, пока сквозь нее не начнут проглядывать черты чего-то совершенно иного. Изначальный же сюжет рассказа был серьезно переработан: небольшая меланхоличная зарисовка о том, как примириться с собственным прошлым, превратилась в леденящий психологический триллер со множеством литературных реминисценций. Так, например, любимый писатель Джонсу – Уильям Фолкнер (у которого, к слову, был рассказ «Поджигатель»), сам герой напоминает «постороннего» Камю, а молодой богач Бен являет собой этакого фитцджеральдовского Гэтсби, отягощенного философией Достоевского о непознаваемости добра и зла.

В полном соответствии со своим названием, «Пылающий» – это испытание огнем. На протяжении двух с половиной часов фильм неспешно, но неуклонно ведет зрителя от романтики – к драме, от психологического ужаса – к кровавому (не стоит забывать, что мы имеем дело с южнокорейским фильмом, а режиссер – друг Ким Ки Дука). По пути рассыпана сотня важных деталей, в каждом кадре можно рассмотреть символ, в каждой произнесенной героями реплике распознать намек, метафору.

«Что такое метафора?» – спрашивает Хаэеми, не получает от мужчин ответа, но недовольства этим не выказывает. В противовес логическому, объективному познанию мира, свойственному Джонсу, она применяет свое субъективное: в одной из первых сцен картины она убедительно чистит и поедает несуществующий мандарин. Свой секрет она объясняет так: «Нужно забыть о том, что мандарина нет».  Мир – это иллюзия, а значит, можно все, считает Хаэми. Она скидывает с себя одежду и отправляется танцевать на закате под тихие звуки саксофона Майлза Дэвиса (какой Мураками без джаза?). А когда солнце садится за горизонтом и небо темнеет, она плачет. Сцена с танцем – образец чистейшей кинопоэзии: косые закатные лучи пересекают ткань экрана и ложатся на лица зрителей, воздух наполняется запахом дыма и травы, все до боли реально – и оттого больнее расставаться с этим всем.

«Пылающий» – фильм о том, как уходит старый мир, как он тает, превращается в мираж, растворяется в закатных лучах, сгорает дотла. Чиркнула зажигалка, разгорелся огонь – и ты уже не знаешь, была ли девушка, был ли кот, был ли ты сам.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры