Поиск по сайту

19 Октября 2018

Нуреев: «Ты жив, пока ты танцуешь»

TheatreHD представил фильм Джеки и Дэвида Моррисов «Нуреев. Его сцена – весь мир»


Мне нравится!

В кинотеатрах Екатеринбурга показали премьеру 2018 года – документальный фильм о Рудольфе Нурееве, снятый британскими документалистами братом и сестрой Морисами.

Фильмов, спектаклей, книг о Нурееве снято и поставлено уже великое множество, чуть ли не больше, чем о любом поп- или рок-идоле XX века. Но тем не менее режиссеры нашли, что сказать своего, открыть для себя и для нас – зрителей – нового Нуреева.

Документальные исторические хроники, несколько интервью Нуреева на телевидении, закадровое чтение воспоминаний, комментарии друзей, знакомых и коллег, фотографии, видеозаписи из личного архива и записи спектаклей, цитаты великих людей, объясняющих, что происходит с внутренним миром творческого человека, – достаточно традиционная повествовательная ткань документального фильма. Но есть в нем особенности, характерные для фильма художественного: музыку специально написал Алекс Барановский, и эта музыка – о танце, о полете, об уверенном в себе человеке, о свободе, о муках и радостях творчества. Кроме того, документальный нарратив дополняют отрывки из современного спектакля о Нурееве – танцевальные зарисовки, поставленные выпускником Королевского балета Расселом Малифантом. Мы слышим историю о бедном и тяжелом детстве по воспоминаниям Нуреева, комментарии его друзей, но при этом видим фотографии его родных и его самого, видим очень трогательную историю, которую танцуют современные артисты.

Танец – фундамент фильма «Нуреев. Его сцена – весь мир». «Мы не хотели, чтобы вы смотрели на лица, мы хотели, чтобы вы смотрели на танцы», – говорят в одном из интервью режиссеры, объясняя принципы монтажа: мы не видим лица рассказывающих о Нурееве, слышим их, потому что в этот момент на экране танцует сам герой или танцовщики из постановки Малифанта.

Мы видим крупно лишь одно лицо и тело – самого Нуреева. Причин две. Первая – потому что танец – фундамент его жизни. Вторая – потому что он фигура настолько великая, что занимает собой все пространство. В каком-то из эпизодов его сравнивают с мировой войной, которая выкосила все поколение танцовщиков мужского пола в Королевском балете, – он вытеснил их своей могучестью, они стали не нужны. Так подчеркивается его органика, его несколько азиатская страстность натуры, стремление быть до конца в деле, которое дано тебе свыше.

Все сюжетное повествование скрепляется образами – птица в клетке как символ свободы, две двери (Нуреев выбирал не только свободу и несвободу своим прыжком, таким же значимым был для него выбор танца и принесение в жертву личной жизни с любимым человеком), взлетные указательные огни аэродрома как символ заданного направления и, конечно, образ женщины-матери, женщины, которая делится. В фильме выделяются три таких героини. Первая – его мать, которая, в отличие от отца, поддерживала его в занятиях танцами, которая создала уютный мир в военное время, которая не подписала отказную на него. Вторая – учительница танцев Анна Удальцова, которая открыла для него мир балета. Третья – его подруга Марго Фонтейн, с которой вместе он прошел через огонь, воду и медные трубы.

Фильм многоуровневый. Раскрывается в нем и политический контекст: авторы фильма, хоть и немного клишировано, рисуют жизнь в СССР, не без иронии говорят и о потребительской культуре на Западе. Очень много психологических зарисовок характера героя – его отношение к друзьям, его смелость и правдивость, его максимальная вовлеченность в танец, изначальное осознание, что ты феномен, нарциссизм. Есть интересные образы-находки: к примеру, танцор балета становится оружием в Холодной войне. Значительное открытие – множество архивных видеозаписей танцев Нуреева: они несовершенны по качеству картинки, сняты в другой скорости, и на большом экране кинотеатра вводят в гипнотический транс.

Фильм снят очень живо и предельно эмоционально, он создан именно для большого экрана, а не для просмотра по телевидению – в этом его отличие от всех остальных документальных фильмов о Нурееве. Картина представляет новый подход к документальному кино, подход как к художественному.

Режиссеры показывают нам нового Нуреева. Он открывается человеком, который знает свою миссию на Земле, свое предназначение, и не разменивается по мелочам. Ему дано так много, что он обязан вернуть все это миру, несмотря ни на что, а если ему уже нечего возвращать, то миссия окончена. «Ты жив, пока ты танцуешь», – говорит он в одном из интервью. Это счастье и огромная ответственность знать, зачем ты здесь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры