Поиск по сайту

08 Ноября 2018

Страх и надежда на границе Эббинга, Миссури

О последнем фильме Мартина Макдонаха


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Мы долго не решались на просмотр фильма одного из самых психологически жутких драматургов нашего времени Мартина Макдонаха. Но, решившись, уже не сомневаемся — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» смотреть определенно стоит. Осторожно, спойлеры!

Вспоминая сюжеты драматических пьес Макдонаха или два его предыдущих фильма, кажется, что новая картина драматурга и режиссера оглушит и собьет с толку волной сюжетов о беспричинном насилии и различных психических отклонениях. Но есть у миров Мартина Макдонаха и другая — притягательная — сторона. В ней тонкая ирония встречается с восхитительным умением простроить события так, что в финале зрителя или читателя настигает новое и свежее осмысление реальности. Именно она чаще всего и притягивает поклонников автора.

С такими мыслями мы и приступили к просмотру «Трех билбордов». Но после просмотра вдруг обнаружилось, что заготовленные бумажные платочки и валерьянка так и не потребовались. Не потому, что новый фильм более мягкий по сравнению с другими или повествует о какой-то другой, чистой и светлой, стороне человечества. Наоборот, в нем много мрачных красок, но к концу они не сгущаются, превращаясь в темную и вязкую массу, а разбавляются светлым. Так что финальная сцена оставляет приятные ощущения от того, что у героев все еще может быть хорошо. Хотя сомневаться в этом приходится с самого начала.

Мама убитой девушки Милдред Хейз (Фрэнсис Макдорманд) отстаивает право на свободное высказывание с помощью билбордов. Шериф Билл Уиллоуби (Вуди Харрельсон) борется с раком, а офицер Джейсон Диксон (Сэм Рокуэлл) — с собственной ненавистью. Бороться до конца, пустить пулю в лоб или найти в себе силы любить — каждый находит собственный выход из смыкающегося кольца ужаса.

Милдред — словно необработанный минерал, сформированный под действием неблагоприятной среды. Ее бил бывший муж — полицейский в прошлом, ломала вечная ругань с дочерью и чувство вины за то, что она не сумела уберечь своего ребенка. Но благодаря игре Фрэнсис Макдорманд зритель способен увидеть в героине не только «стальную женщину», но и чувствительного человека, способного больше на созидание, чем на разрушение. Казалось бы, чем могут быть схожи мать убитого ребенка и офицер полиции, который к тому же вызывает только отрицательные эмоции: поджигает билборды Милдред, выбрасывает из окна и избивает безвинного юношу? Но это только сначала. Сэм Рокуэлл хоть и играет роль жуткого типа «без тормозов», но в глазах его персонажа мы видим тот же страх, что и у главной героини фильма. Кстати, обе роли стали оскароносными для исполнителей.

Развитию дружбы между двумя непохожими героями способствует третий. Тот, кто покидает нас в середине фильма — герой Вуди Харрельсона. Пустив пулю себе в голову, он будто перезапускает сюжет и, как бы абсурдно это ни звучало, несет благо самим фактом своей смерти. Суровый здоровяк не боится говорить и поступать так, как считает нужным, а актерская игра Харрельсона делает офицера не только человечным, но и по-особенному притягательным героем.

Многих порадует участие в фильме Питера Динклэйджа (Джеймс). Он как всегда обаятелен и харизматичен, а его персонаж приносит в сюжет нотку романтической лирики. Но, как и везде у Макдонаха, здесь вновь прорывается горькая ирония — Милдред не отвечает Джеймсу взаимностью.

События разворачиваются в небольшом городке в штате Северная Каролина. Его окружает зелень и горы. Идилличность натуры подчеркивается оркестровыми переливами от композитора Картера Бёруэлла. На фоне этой американской пасторали драки и убийства кажутся чем-то иррациональным. Неслучайно в каждом треке или виде чувствуется тревога, пусть тихая и затаившаяся, но вот-вот готовая прорваться через пелену кажущегося спокойствия.

Фильм длится почти два часа, но за это время не успеваешь ни заскучать, ни пресытиться. Мартин Макдонах выдает страх, ужас, ненависть и любовь строго ограниченными и выверенными дозами, постепенно увеличивая дозу милоты. К сожалению, это слишком похоже на реальную жизнь, в которой за приходом чего-то хорошего обязательно ждешь подвоха от старушки судьбы. Потому-то зрителю и не нужны прописные истины о том, что «доброта и любовь спасут мир» в самом начале. Через ужас и боль нас учат с благодарностью принимать даже самую малую долю тепла. Но именно за счет такого подхода зрителя настигает мощный катарсис.

P.S. Мы бы посоветовали смотреть картину в переводе «Кубика в кубе». Не потому, что их перевод видится нам более точным, чем официальный – здесь гораздо важнее взгляд на речевые характеристики персонажей. Мартин Макдонах снабдил ленту ругательствами, которые в официальном русском дубляже звучат скучно. «Кубик в кубе» же сумел насытить и придать объем речи персонажей за счет точного использования диалектизмов.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры