Поиск по сайту

03 Декабря 2018

Юбилейный кинофест и дебютный фильм про лес

Открытие фестиваля «Кинопроба» и премьера фильма «Двое»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В минувшую субботу в Доме кино стартовал 15-й Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». На открытии был показан фильм Тимофея Жалнина «Двое».

Многие жители Екатеринбурга знают: наступила зима – пора идти в Дом кино, ведь там в первых числах декабря проходит «Кинопроба». Бесплатные показы с утра до вечера, фильмы со всех концов света, игровое кино, документальное и анимационное, мастер-классы от признанных мастеров. Такова и пятнадцатая «Кинопроба», на проведение которой организаторы получили президентский грант. Благодаря нему фестиваль на этот раз получился особенно масштабным: пять дней, три жюри, звездные гости в виде Андрея Звягинцева, Юлии Ауг, Олега Куваева и Кшиштофа Занусси, широчайшая география, из всех континентов не охватившая разве что Австралию.

Торжественная церемония началась с ретроспективного слайд-шоу, посвященного пятнадцати фестивальным годам, а также с праздничных речей. Режиссер и председатель Свердловской организаций Союза кинематографистов РФ Владимир Макеранец рассказал собравшимся о главной особенности «Кинопробы»: «Любой фестиваль – это праздник, но наш фестиваль – в первую очередь практикум. К сожалению, наш город потерял Киностудию как таковую, но мы пытаемся поддержать интерес к кинематографу. Здесь есть возможность высказать свою точку зрения, услышать чужую, обсудить и узнать, как делается кино». Главный специалист Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Лариса Петрова отметила, что юбилей фестиваля совпал с фактическим 295-летием столицы Урала: «Город и «Кинопроба» дышат в унисон». Директор же фестиваля Лилия Немченко просто выразила огромное спасибо всем участникам, организаторам и волонтерам фестиваля. «Пятнадцатый международный фестиваль-практикум киношкол открыт!», – провозгласила она, и зал разразился аплодисментами.

В недавнем интервью нашему порталу Лилия Немченко за все пятнадцать лет «Кинопробы» особенно выделила Тимофея Жалнина: его короткометражка «F5» стала, по словам Немченко, «самым крутым фильмом за все годы». Теперь настало время полнометражного режиссерского дебюта. Имя ему – «Двое».

Сибирь. Тайга. Густые леса, бурлящие реки, острые горные пики, низкое свинцовое небо. Двое – Андрей и Надя – идут в глушь в поисках целебного озера. Юная Надя полна надежд – она надеется излечиться от бесплодия и подарить своему мужу ребенка. Андрей немногословен и раздражителен; на первом же перевале он сообщает жене, что хочет расстаться. Но тут начинаются дожди, вода в реке поднимается и отрезает героев от цивилизации, где беснуется суровый Надин отец и, по совместительству, начальник Андрея. Начинается борьба героев за выживание – с красивой, но жестокой природой, с собственными демонами и друг с другом.

Снятая с внушительным для дебюта бюджетом (правда, каким именно – неизвестно) картина с первых кадров поражает зрителя визуальной мощью: одни кадры могли появиться в «Выжившем» Иньярриту, другие передают привет, ни много ни мало, «Кояанискаци» Голдфри Реджио. Сам формат фильма – распадающийся брак на фоне могучей и зловещей природы – передает явный привет «Антихристу» Триера. Но уральский дебютант далек от датского гения в плане как садизма, так и философии: ножницами здесь людей не режут, а мифическое здесь уступает место насущному и жизненному. «Двое» – кино о слабости мужчин и силе женщин, о токсичных отношениях, которые необходимо порвать, но не выходит, о том, каковы границы у любви и какое напряжение она способна выдержать.

Проблема картины – в некоторой ее неопределенности: артхаус это или массовое кино? Для первого здесь слишком нормально: съемки и музыка как в блокбастере, колоритный злодей в лице отца, ясно прописанная мораль. Для второго – слишком завернуто: бесконечные блуждания по сумрачным лесам, некоторый налет «тарковщины». Для глубокомысленной метафизической притчи здесь ощутимо не хватает глубины и метафизики, для сугубо развлекательного зрелища фильм, напротив, чересчур глубок и мрачен. В одной из сцен герой Андрея Щепочкина запевает романс Вертинского «То, что я должен сказать» в аранжировке группы «Наадя», и первые строки этого романса – «Я не знаю, зачем и кому это нужно» – точно описывают впечатление от фильма. Однако сама по себе эта музыкальная сцена получилась настолько ударной, что за нее можно многое простить. А если принять во внимание, что картина дебютная, можно засвидетельствовать рождение мощного автора, просто еще не решившего, в какое русло ему свою мощь направить.

Фестиваль «Кинопроба» продолжается, с программой вы можете ознакомиться на его официальном сайте.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры