Поиск по сайту

13 Ноября 2019

Психология в кино

Об очередной встрече киноклуба в Библиотечном центре «Екатеринбург»


Мне нравится!

Культуролог Анастасия Дзех рассказала о психологических механизмах, которые кинематограф задействует, чтобы подключить зрителя и заставить его досмотреть историю до конца.

Напомним, что ранее уже состоялись встречи, посвященные современным тенденциям в кинематографе и краткому введению в киноанализ.

В начале лекции Анастасия проговорила, что психологом она не является, потому некоторые из психологических концепций может трактовать не так глубоко, как профессионалы. Она отметила, что опирается на культурологические источники, которые пишут о том, как психологические концепции используют в кинематографе. В большинстве случаев концепции в них упрощены.

«Психология в кино — это механизмы, обеспечивающие нашу способность воспринимать плоское кадрированное изображение как связную историю, в которую можно включиться и которой можно сопереживать. Здесь задействованы специфические механизмы нашего восприятия. Про них мы сегодня говорить не будем. На эту тему можно почитать тексты про первичную и вторичную идентификацию в кино. Сегодня мы рассмотрим механизмы, используемые сценаристами для того, чтобы создать интересных персонажей и актуальный конфликт. Эти механизмы интересны зрителю и заставляют его искать в кино ответы на свои собственные психологические запросы», — рассказала культуролог.

Конфликт = драматургия

В основе любой драматургии лежит конфликт, но не всегда таковым становится противостояние двух людей. Это может быть столкновение человека с природой, социальной системой или же самим собой. Примером первого служат фильмы-катастрофы, в «Гаттаке» Эндрю Никкола главный герой борется с общественным устройством и вопреки «дефектному» происхождению стремится стать космонавтом. «Меланхолия» Ларса фон Триера рассказывает о том, как человек конфликтует с миром вообще, радуясь его скорой погибели.

В процессе конфликта персонаж либо раскрывается, либо меняется. Одним из хрестоматийных примеров неизменности можно назвать фильм «Большой Лебовски», где главный герой своим привычкам не изменяет, но раскрывается в процессе показанных перипетий.

Построение конфликта в сюжете может основываться на самых популярных концепциях устройства человеческой психики: по Фрейду, Юнгу и Эрикссону, — эти концепции не исчерпывают всех примеров кинематографических психологических конфликтов, но используются чаще всего. Даже с учетом того, что многие приемы повторяются из фильма в фильм, на них все равно интересно смотреть, так как выстроенные по ним истории задействуют наше бессознательное.

По Зигмунду Фрейду…

…наша психика состоит из Ид, Эго и Супер-эго. Ид, или Оно, — скрытые в бессознательном запретные низменные желания. Супер-эго — полная противоположность Ид и состоит и установок, заложенных в человеке, его убеждений и идеалов. Эго балансирует между Ид и Супер-эго, то есть тем, чего человек хочет и тем, что он должен. Таким образом именно Эго и находится в контакте со внешним миром.

Три ипостаси концепции Фрейда могут быть персонифицированы. Ярким примером этого служит фильм «Властелин колец». В нем Кольцо Всевластья отождествляет Ид, Фродо — Эго, а Гэндальф — Супер-эго. Каждый из героев оказывается искушаем — даже Гэндальф и Галадриель в какой-то из моментов сталкиваются с Ид: Гэндальф в лице Сарумана, а Галадриэль – когда оказывается близко к кольцу.

Бессознательное и страхи нещадно эксплуатируют всевозможные фильмы ужасов. В поп-интерпретациях Ид всегда показан как нечто плохое и злое, но на самом деле он имеет разные ипостаси. В некоторых фильмах, например в «Вечном сиянии чистого разума», герои могут действовать в бессознательном или принимать от него сигналы.

Для кинематографа интересны и защитные механизмы Эго, на которых порой можно выстроить и весь сценарий. В реалистичном кино они работают в связке друг с другом.

— Вытеснение (неприятного опыта или знаний): «Другие», «Шестое чувство», «Машинист».

— Отрицание (отрицание действительности, опасности или своих чувств, например, в романтических комедиях): хорроры, «Жизнь прекрасна».

— Проекция (овеществление собственных порывов или Ид): «Бойцовский клуб», «Двойник».

— Замещение (отыгрывание травмы, ее подавление): «Фото за час», «Молодой папа», «На исходе дня».

— Рационализация (проговаривание проблем с целью их обесценивания по типу «не больно-то и хотелось»): любые фильмы Вуди Аллена.

— Регрессия (человек отказывается от решения проблем, впадает в инфантилизм): «Бриджит Джонс», «Красота по-американски».

— Сублимация (самый творческий способ работы с проблемами, превращение переживаний в искусство. С точки зрения Фрейда все творчество — сублимация): «Фрида», «Черный лебедь».

По Карлу Юнгу…

… в обществе существует общее коллективное бессознательное. Его населяют определенные образы, или архетипы, такие как «Герой», «Тень», «Мудрый старик», «Богиня», «Анима» и «Анимус», «Плут» и другие. Герой выступает в качестве социальной маски, то есть того контекста, в котором он воспринимается в обществе. Тень же выполняет роль тех черт, которые герой не может в себе принять.

Использование архетипов в кинематографе делает сюжет максимально понятным для зрителя. Например, в фильмах о Бэтмене Кристофера Нолана взаимодействие Героя (Брюса Уэйна) и его Тени (Бэтмена) заключает в себе конфликт срастания героя и его маски. В этом случае Брюс не может принять свою темную сторону, так как в роли Бэтмена он совершает много как хороших, так и спорных поступков, приводящих к негативным последствиям.

Ту же ситуацию можно рассмотреть на примере «Дьявол носит Prada», где главная героиня стремится избежать участи стать такой же жестокой и жесткой женщиной, как ее начальница, то есть не хочет слиться со своей Тенью; или на примере фильмов о «Гарри Поттере». Гарри, — Герой, по началу отрицает свою Тень, — силу, которую ему дал Волан-де-Морт. Но после смиряется с этой связью и использует ее, чтобы бороться со злом.

Персонажи «Мудрый старик» или «Богиня» выполняют роли наставников или Супер-эго. Старик — для мужских персонажей, Богиня — для женских. Роль Мудрого старика в Гарри Поттере исполняет Дамблдор, хотя периодически и он борется со своей собственной Тенью. А фильм «Малефисента» — пример того, как Богиня, выполняющая в большинстве случаев второстепенную роль, может стать ведущим персонажем.

Архетипы «Анима» и «Анимус» — возлюбленные и олицетворяют женственные и мужские черты. По мнению Юнга идеальная личность андрогинна, потому чаще всего герой находит персонажа другого пола и учится находить с ним общий язык, принимая или не принимая в себе женственные или мужественные черты.

Такой персонаж как Плут не часто встречается в кино, так как он выполняет роль не помощника и не врага. Он скорее трикстер, который появляется в тот момент, когда история начинает буксовать. Плутами можно считать Императора Палпатина в «Звездных воинах» или Локи в некоторых из фильмов Marvel.

По Эриксону…

… здоровая личность наделена разными качествами, которые она может проявлять в зависимости от контекста: может быть мягкой и жесткой, щедрой или бережливой. Вследствие воспитания, образования и личного опыта личность деформируется и из множества вариантов поведения в той или иной ситуации придерживается одного и тяготеет к определенной модели поведения. В этом смысле невротическая личность — та, которая свой потенциал сузила до определенных моделей.

Лектор выбрала три самых популярных для использования в кинематографе невротических конфликта. Первый из них человек испытывает в раннем возрасте – это доверие или недоверие к миру. «Условно говоря, здесь люди делятся на оптимистов и пессимистов», — говорит культуролог. К примеру, позицию пессимистов занимают главные персонажи фильмов «Гринч — похититель рождества» и «Вторая жизнь Уве».

Второй конфликт — выбор автономии или близости. Автономию в свое время выбрал мультипликационный персонаж Шрек, но после сменил свое мнение и женился, а также Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму». Но второй настолько застрял в своей парадигме, что даже после того, как захотел сменить ее, не смог выйти из порочного круга, в который себя загнал.

Еще одно противоречие связано с цельным представлением о себе или отчаянием от несоответствия собственным ожиданиям. Например, представлению об успешно прошедшей жизни, о чем размышляет персонаж Уоррена Шмидта в фильме «О Шмидте».

В книге «Психология в кино: создание героев и историй» Татьяна Салахиева-Талал объясняет, почему герой-невротик — главный герой в кино. Она отмечает, что есть три вида психологического опыта: невротический, психопатический и пограничный. «Герои-психопаты в кино встречаются довольно часто, но почти всегда они не являются центральными персонажами, потому что им сложно сопереживать. Даже «Джокер» Тодда Филлипса не сразу становится психопатом, он — герой-пограничник, переходящий от невротического опыта, свойственного всем нам, к психопатическому. Большую часть фильма мы ему сочувствуем, потому что в жизни испытываем тот же самый опыт», — отметила Анастасия Дзех.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов