Поиск по сайту

02 Декабря 2019

«Этот фестиваль обречен быть молодым»

Открытие фестиваля «Кинопроба» и премьера фильма «Гроза»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В минувшее воскресенье в Доме кино стартовал XVI фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Фильм открытия – «Гроза» Григория Константинопольского.

На пятидневный фестиваль приехали кинематографисты из 22 стран мира. Здесь они представят свои работы, проведут или поучаствуют в мастер-классах. География традиционно широка: Франция, Германия, Австрия, Испания, Польша, Чехия, Аргентина, Южная Корея, Япония и разные города России.

Конкурсную программу составляют короткометражные игровые, документальные и анимационные фильмы. Их показы проходят с утра и до вечера в Доме кино. Вход на все сеансы свободный. Другие площадки фестиваля – «Синара Центр», Ельцин Центр, Уральский федеральный университет, Уральский центр развития дизайна и Екатеринбургский государственный театральный институт, там проходят мастер-классы и выставки.

Не обошелся фестиваль и без знаменитых гостей. Среди них – австрийский режиссер, автор нашумевшей трилогии «Рай» Ульрих Зайдль, актриса Юлия Ауг, грузинский фотограф Юрий Мечитов и другие.

Открытие «Кинопробы» состоялось в большом зале Дома кино. Организаторы фестиваля поприветствовали гостей под джазовый аккомпанемент от резидентов клуба «Everjazz».

Председатель свердловской областной организации Союза кинематографистов России Владимир Макеранец рассказал об отличительной особенности «Кинопробы»: «Это фестиваль достаточно редкий по своему характеру. Его цель – привнести новое знание, показать молодое кино».

«Управление культуры всегда с большим удовольствием и интересом поддерживает этот проект, – рассказала заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Трофимова. – Фестиваль каждый раз абсолютно новый: сколько имен открывается каждый год!»

«Это событие просто необходимо нашим студентам, – отметил ректор Уральского государственного архитектурно-художественного университета Сергей Постников. – Конкурс на кафедру графики и анимации традиционно самый большой в нашем университете. У нас сложилась мощная анимационная школа. Я надеюсь, что очередной фестиваль будет очень полезен для наших преподавателей и, разумеется, для студентов. Они у нас творческие, активные и горят желанием сделать много новых фильмов».

Последней на сцену вышла директор фестиваля, кандидат философских наук, доцент Лилия Немченко. Она раскрыла секрет вечной молодости «Кинопробы»: «Этот фестиваль обречен быть молодым. На какой-нибудь другой фестиваль приезжаешь в первый раз, во второй, пятый, десятый и каждый раз видишь одни и те же старые знакомые лица. А у «Кинопробы» жесткий возрастной ценз, как у спортсменов. Здесь ты либо показываешь студенческий фильм, либо дебютное кино. Некоторые умудряются еще куда-нибудь поступить и вновь прислать студенческую работу. В итоге один режиссер может поучаствовать в «Кинопробе» три раза максимум. То же самое с волонтерским составом: студенты завершают свою работу, разъезжаются, женятся, меняют фамилии, города и страны. Поэтому здесь всегда все новое».

Далее гости фестиваля увидели фильм «Гроза» Григория Константинопольского. В основу картины легла одноименная пьеса Александра Островского. В картине действие перенесено в современность. События разворачиваются в вымышленном провинциальном городке Калинов, стоящем на берегу Волги. Марфа Кабанова по прозвищу Кабаниха заправляет местным рестораном. Там же работают ее дети: дочка Варя и сын Тихон, а также невестка Катерина. Все они находятся под каблуком деспотичной Кабанихи. Но однажды в городе объявляется Борис, племянник местного мэра. Между ним и Катериной вспыхивает любовь с первого взгляда.

Режиссер Константинопольский определенно переживает новый карьерный взлет. В прошлом году автор знаковой давней картины «Девять с половиной долларов» выдал дичайшую ленту «Русский бес», в этом вернулся с «Грозой». Градус угара здесь пониже, чем в «бесе», однако мало вряд ли кому-то покажется.

Текст Островского Константинопольский оставил почти нетронутым, разве что изредка между знакомыми со школьной скамьи репликами мелькнет «селфи» или, скажем, какое-нибудь русское матерное. Сам же сюжет пьесы органично лег на российскую современность: беспредел власть имущих, насилие в семье, повсеместная победа консервативной идеологии. Изменились разве что обстоятельства: механик-самоучка Кулигин теперь сочиняет остросоциальный рэп, странница Феклуша перевоплотилась в участницу шоу «Битва экстрасенсов», а народный суд над Катериной проявляется в виде язвительных комментариев в соцсетях.

«Гроза» – яркое, ярое, фарсовое кино: сын Макаревича зачитывает рэп, по небу проносятся летающие тарелки, поблескивают на стенах позолоченные иконы, в ресторане Кабанихи на репите крутится «Кабриолет» Успенской. Бывший клипмейкер Константинопольский использует свой талант на полную катушку: запускает в кадр пляшущих инопланетян и поющих дельфинов, врубает на всю громкость нетленную «На заре» группы «Альянс», заставляет зрителя отбросить свои представления о хорошем вкусе куда подальше. Актерский состав тоже уходит в отрыв, особенно женская его часть: Виктория Толстоганова выдает самую устрашающую улыбку в истории кино, Алиса Хазанова носится с криками «Геенна огненная!», а Мария Шалаева заливается заразительным собачьим воем. Удивительным образом все это производит отрезвляющий эффект: с сеанса выходишь с совсем невеселыми мыслями. В конечном итоге «Гроза» рисует портрет застывшей во времени России, в которой проблемы XIX века неотличимы от сегодняшних.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов