Поиск по сайту

23 Июня 2020

Кинопремьера: «Расправь крылья»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

В начале 2020 года на экраны российских кинотеатров вышел новый фильм французского режиссера Николя Ванье – приключенческая семейная картина «Расправь крылья». Премьера не была шумной: как и другие фильмы Ванье, «Расправь крылья» намеренно несовременный, не подчиненный ускоряющемуся ритму нашей жизни. Может быть, поэтому история о мальчике, решившем спасти исчезающий вид диких гусей, привлекла наше внимание именно сейчас. И при отсутствии остросюжетных поворотов и впечатляющих спецэффектов не отпускала с первых минут до финальных кадров.

Глядя на фильмографию Николя Ванье, нетрудно понять, какие темы волнуют режиссера и какие мысли он последовательно, на протяжении нескольких лет и фильмов, старается донести до зрителя. «Последний зверолов» и «Волк», «Белль и Себастьян» и «Как прогулять школу с пользой» – все эти картины посвящены взаимоотношениям человека и природы. Главные герои Ванье зачастую оказываются на границе между природой и цивилизацией, будь то оленевод Сергей, охотник Норман или мальчишка Поль, впервые сменивший городскую обстановку на лесной мир. И природа неизменно отвоевывает человека у цивилизации, даря ему невероятный мир, полный потрясающих открытий и приключений.

Если герои первых фильмов Ванье – взрослые люди с уже сложившимся мироощущением, которых то или иное событие заставляет по-новому взглянуть на свою жизнь, то последние работы («Белль и Себастьян», «Как прогулять школу с пользой») рассказывают о детях – более открытых, восприимчивых и честных с самими собой. Им почти не нужно выбирать между цивилизацией и природой – последняя дает им куда больше. Но, сделав этот выбор, именно им приходится взваливать на себя порой непосильную для детских плеч ношу: становиться защитниками зверей и лесов, противостоя непонимающим, черствым, а подчас и жестоким взрослым.

В картине «Расправь крылья» героем впервые становится подросток. Тома настолько увлечен гаджетами и играми, что перспектива провести лето в деревне, в компании отца-орнитолога, приводит его в ужас. В первые дни своего «заключения» он то и дело звонит матери и просит забрать его обратно домой – к устойчивому сигналу Wi-Fi. Мать непреклонна: «Пять недель на свежем воздухе – это прекрасно. Хоть немного проветришься». И Тома остается. День за днем он наблюдает за экспериментом отца: тот мечтает спасти редкий вид диких гусей – вывести из яиц птенцов, воспитать их, а затем показать безопасный путь перелета до Норвегии. Идея кажется сумасбродной (тем более что разрешение на эксперимент отцу не дали, и он подделал подписи на бумагах), однако очень скоро ею увлекается и Тома. И когда мать приезжает навестить его, то не узнает прежнего замкнутого подростка-геймера с идеальной укладкой. Теперь перед ней парнишка с растрепанными волосами и обгорелым носом, который целыми днями нянчится с подрастающими птенцами и учится управлять странным летательным аппаратом.

В «Расправь крылья» Николя Ванье остался верен своей главной линии, но добавил к ней несколько важных штрихов. Пожалуй, именно в этой картине он наиболее ярко нарисовал неразрывную связь человека и природы: гуси нужны Тома, а Тома – гусям. Без мальчика редкий вид птиц может навсегда исчезнуть. Без птенцов мальчик никогда не узнал бы, каково это – нести ответственность за существование целого вида. Именно чувство ответственности толкает Тома на отчаянный шаг – в одиночку, без взрослых, отправиться в опасное, но такое захватывающее путешествие в Норвегию.

Фильм Николя Ванье, без сомнения, история взросления. В первую очередь, главного героя: зрители (и дети, и родители) видят, что быть взрослым – вовсе не значит непременно ходить в строгом костюме и так загружать себя работой, чтобы не оставалось времени ни на семью, ни на друзей, ни на приключения. Быть взрослым – значит, понимать, ради чего ты проживаешь каждый свой день, что сделал ты сегодня для того, чтобы кому-то в этом мире стало чуточку теплее, радостнее или спокойнее. Взрослеет в фильме не только Тома, но и его родители. Отец, многие годы не чувствовавший ответственности за своего ребенка (в сущности, сам – то еще дитя, увлеченное экспериментами), вдруг понимает, как важно быть рядом, защищать и оберегать. Вечно работающая мать осознает, что невозможно спрятать ребенка от опасностей большого мира – нужно в правильный момент позволить ему расправить крылья.

История современного Нильса Хольгерсона невероятно живописна – еще одна отличительная черта фильмов Николя Ванье. Очарование ветхого домика отца Тома во французской деревне, захватывающие пейзажи Франции и Норвегии – глоток свежего воздуха в четырех стенах самоизоляции. Нежную атмосферную музыку, в которой так и слышится предвкушение путешествия, написал для фильма Арман Амар – композитор, без которого невозможно представить последние фильмы Ванье. В картину погружаешься с головой – будто не сидишь у экрана, а вместе с Тома и гусями летишь над бескрайними просторами, замираешь при приближении грозовых туч, ощущаешь на губах соль Северного моря и беспокоишься о том, все ли птицы достигнут финальной точки маршрута. Не будем раскрывать всех секретов – оставим это удовольствие зрителям, которым только предстоит отправиться в путь вместе с Тома и дикими гусями.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры