Поиск по сайту

30 Июля 2020

«Энн с двумя "н"», или Психотерапия времен пандемии

Рецензия на самый добрый сериал современности


Автор: Елена Азанова Автор: Елена Азанова
Мне нравится!

Недавно журнал «Esquire» написал хвалебную рецензию на сериал «Убивая Еву», и мы решили, что пора. Пора уже написать о сериале, в котором никто никого не убивает, не преследует, не насилует. Который интересно смотреть, потому что он исцеляет не только душевные раны человека, но и размышляет, как мягко и бережно провести терапию самых тревожных заболеваний общества. Канадская психотерапевтическая драма «Энн с двумя "н"» длиной в три сезона – сериал вне времени. Но сегодня, когда снаряды разрываются все ближе – вирус уносит все больше жизней, милосердие, мудрость, теплый свет его героев, их диалогов и поступков нам нужны, как никогда прежде.

Энн Ширли – главный герой романа «Энн из Зеленых крыш», написанного канадской писательницей Люси Мод Монтгомери и опубликованного в 1908 году. Худенькая рыжеволосая девочка с косичками-морковками и конопушками на лице в два года осталась сиротой и до тринадцати лет была изгоем в интернате или прислуживала в многодетных семьях, где ее поколачивали и заставляли выполнять непосильную работу. Энн выпал счастливый билет, когда ее по ошибке отправили в деревушку Эйвонли на канадском Острове Принца Эдуарда, в семью престарелых брата и сестры Катбертов, которые нуждались в помощнике для работы на ферме. Марилла (в сериале «Энн с двумя "н"» Джеральдин Джеймс, известная нам как Миссис Хадсон из «Шерлока Холмса» Гая Ричи и королева Мария из «Аббатства Даунтон») и Мэттью (канадский актер Р.Х. Томсон, в послужном списке которого 87 актерских работ) хотели усыновить мальчика, а приехало тощее чудо в дырявой соломенной шляпке и с раздолбанным ридикюлем. Не в меру болтливое и впечатлительное чудо, но, как потом окажется, всем необходимое. И это всего лишь зачин, а не спойлер.

Известно, что автору книги Люси Монтгомери повезло меньше ее героини (опекуны держали в черном теле, муж оказался мрачным ипохондриком, а жизнь она закончила суицидом), и ее многочисленные романы стали для нее тем спасением, которым сегодня кому-то могут послужить ее книги. Когда писательница получила большой гонорар за «Энн из Зеленых крыш», она написала: «Жаль, что на них нельзя купить счастье». Люси Мод после смерти избрана офицером ордена Британской империи и литературно-артистического института Франции, объявлена человеком национального исторического значения в Канаде. Ее памяти посвящен музей в Онтарио, где проводятся театрализованные чаепития в духе тех, которые так любит Энн Ширли. Но, наверное, и это не сделало бы Монтгомери счастливой, потому что секрет счастья для нее и ее литературного альтер эго не в деньгах и в признании.

Сериал Netflix «Энн с двумя "н"» – десятая экранизация книги, если верить Википедии. Первую, поставленную в 1919 году немую американскую комедию Люси Монтгомери удалось увидеть, и она ей категорически не понравилась. В фильме не было такой дорогой ее сердцу природы Острова Принца Эдуарда, которая, действительно, является единственным контекстом из возможных. Роман «переписывает» жизнь автора и отказать ему в единственной достоверности немилосердно. И новозеландский режиссер, обладатель множества кинопремий Ники Каро это почувствовала. Сериал снимался на острове и в Онтарио, и невероятной красоты луга, леса и побережье залива Святого Лаврентия создают ту важную атмосферу для свободно льющейся речи, творческих открытий, талантливых рассказов, дружеских обетов и большой любви. Кстати, про любовь. Интересно, что в романе Гилберт Блайт и Энн Ширли остаются добрыми друзьями. Однако, love story, несомненно, украсила сериал – отношения героев Эмибет Макналти и Лукаса Джейда Зуманна такие трепетные и настоящие, что их развития ждешь, как подросток, с замиранием сердца: «Неужели он выберет другую?», «Сейчас он ее поцелует?», «Они расстанутся?!».

Многие эпизоды сериала настолько живописны, что невозможно оторвать глаз: переплетенные серо-зеленые корни огромного дерева, словно обнимающие тоненький стебелек – худенькую рыжеволосую девочку, плачущую от одиночества в мире людей; цветущая яблоня, словно пытаясь утешить, протягивает свои прекрасные, залитые солнцем ветви в комнату Энн... Вместе с необыкновенной, щемящей музыкой – саундтреки специально для сериала написаны канадскими музыкантами Амином Бхатиа и Ари Познер – эти и многие другие визуальные кадры-шедевры дают зрителю множество шансов пережить если не катарсис, то состояние омытого слезами зрения, ощущение птички, теплым комочком прижавшейся за пазухой, рядом с сердцем.

Первая серия по хронометражу больше других вдвое, и Ники Каро берет ею ноту такой чистоты и силы, на фоне которой любая неточность интонации, картинки, сюжетного хода похоронила бы сериал навсегда. Если учесть, что почти у каждой последующей серии был свой режиссер, сохранить целостность и выстроить совершенную полифонию, думается, оказалось непросто.

В первой серии зритель знакомится с Энн Ширли, роль которой исполняет Эмибет Макналти, между прочим выбранная из 1800 претенденток с трех континентов. Некоторых отталкивает «экзальтированность» и «многословность» героини в начале, однако если слушать ее высокие речи, богатые слишком красивыми оборотами, сердцем, все становится на места. Перед нами – 13-летняя девочка, в жизни которой до приезда в Эйвонли не было ничего лучше и добрее литературы викторианской эпохи, а идеалом стал роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». «Для больших чувств нужны большие слова, не так ли?» – говорит Энн при встрече старику Мэттью, и он впервые о своих позабытых чувствах задумывается.

Энн Ширли – герой, а может и рыцарь, в простеньком платьице, книжная девочка, над которой все смеются, что не мешает ей оставаться собой: добрым, искренним человеком, умудряющимся жить без разочарований и длинных обид. Что ни говорите, а по нашим временам это подвиг. Не тот подвиг, который совершает железниковское «чучело» Лена Усольцева, демонстрируя обществу его истинное лицо. Энн, пережившая за свои годы многое, умеет видеть за обидными словами и жуткими поступками людей их истории, и главной ее реакцией становится сострадание.

Несколько серий второго сезона обнажают некоторые просчеты сценариста Мойры Уолли-Бекетт (между прочим, ее перу принадлежит часть эпизодов «Во все тяжкие»). Речь идет о банкротстве Катбертов и на его фоне апатии и попытке самоубийства добряка Мэттью, история с проходимцами-золотоискателями, втершимися в доверие семье Энн. Эти придуманные новеллы смотрятся в сериале так инородно, словно взяли кусок железа из экранизации Диккенса и присобачили к небу на ржавые гвозди. Но к счастью, тяга к остросюжетности в написании этого сценария у Мойры скорее фрагментарна. Она многое в романе переставляет местами, порой, делая из небольшой детали поворотный момент, бомбу, взрывающую сюжет и раскрывающую души героев. Например, потерянная Мариллой брошь перемещается в начало сюжета и становится толчком к череде превращений: суровой старой девы – в мудрую женщину, случайно получившую последний шанс на материнство; старика с потухшими глазами Мэттью – в мужчину, знавшего любовь, и отца, сумевшего стать другом чудной девочке; наконец, безродной сироты, «помойки» – в прекрасную девушку, обретшую семью, главную, по Монтгомери, ценность.

Старая гвардия артистов – Джеральдин Джеймс и Р.Х. Томсон – играет в этом сериале, как в последний раз. Их герои трогательны и божественно красивы в своем оттаивании, согревании рядом с юным, влюбленным в чудо жизни существом. За каждым крупным кадром – история, невысказанная нежность, прорастающая через сухостой времени и безнадежности любовь. Их трио с легкой и сильной, светящейся и неукротимой, неловкой, как олененок, и полной очарования Эмибет Макналти получилось идеальным. С этими героями не хочется расставаться, с ними хочется познакомиться поближе, а их мудрые открытия в семейных отношениях перенести в свою жизнь. Что делать, если подросток категорически не хочет идти в школу? Как себя вести, когда ребенок попадает в новый коллектив? Когда родители запрещают своим детям с ним общаться? Как поступать, если ты виноват перед ребенком? Если он у всех на глазах пережил фиаско? Как ребенку выбрать свою дорогу и найти силы противостоять ожиданиям родителей?

Сериал помогает найти варианты ответов на самые непростые вопросы, возникающие не только в семье, но и в современном обществе. Уолли-Бекетт не устает подбрасывать угля в топку сюжета: в ее сценарии появляются чернокожие персонажи Себастьян «Баш» (Далмар Абузейд) и Мэри Лакруа (Кара Риккетс), люди с нетрадиционной ориентацией – тетушка Джозефин Барри (великолепная Дебора Гровер) и друг Энн Коул Маккензи (Кори Грютер-Эндрю), открыто ведутся разговоры о правах женщин и даже организуется митинг против самодурства и старорежимности властей. Удивительно то, что актуальные для нашего времени темы (напомним, роман написан 100 лет назад!) вписываются в сюжет очень тонко и органично. Никаких императивов и пафоса. Все – снова – через сердце, через знакомство с конкретными людьми, их личными войнами и простыми радостями.

Один из самых трогательных и сильных моментов сериала – прощание с умирающей чернокожей Мэри. Смерть хорошего человека делает этот мир сиротливее. Об этом еще говорил Джон Донн. Но если окружающие смогут выйти за границы своих предубеждений и осветить последние дни обреченного теплотой своих слов и поступков, у них появится возможность почувствовать себя людьми. И даже частью большой семьи, где кровное родство, принадлежность одной расе и общность представлений о сексуальном поведении не обязательны.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Ольга / 09 Августа 2020 в 21:15

Спасибо большое за статью!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры