Поиск по сайту

12 Января 2021

От «Полночи в Париже» до «Манхэттена»: 20 лучших фильмов Вуди Аллена

Гид по фильмографии великого американского режиссера


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

На экраны вышел «Фестиваль Рифкина», 49-й фильм Вуди Аллена. О нем мы вам расскажем отдельно, а пока решили освежить в памяти прошлые работы мастера. Аллен всегда был удивительно продуктивен и выпускал по фильму в год, при этом его картины крайне редко теряли в качестве. Мы выбрали два десятка самых ярких, самых репрезентативных фильмов Вуди Аллена, показывающих разные этапы его творчества. Расположить мы их решили в обратном порядке – от легковесных поздних картин – к глубоким шедеврам 80-х и 70-х.

Дождливый день в Нью-Йорке (2019)

Молодой интеллектуал и его простоватая подружка приезжают в Нью-Йорк, чтобы провести незабываемый уикенд, но девушку затягивает в богемный мир, парень встречает подругу детства, а на город обрушивается ливень. Легкое, простое, необязательное кино – и совершенно неотразимое.

Колесо чудес (2017)

Непризнанный шедевр позднего Аллена – ретро-драма с Кейт Уинслет. На фоне парка аттракционов в американских пятидесятых разыгрывается густая театральная драма: несчастный брак, измены, алкоголизм, разбитые мечты. «Колесо чудес» – пожалуй, самый красивый из всех фильмов Вуди Аллена.

Светская жизнь (2016)

Вуди обожает Нью-Йорк и ненавидит Лос-Анджелес. «Светская жизнь» – повесть о двух городах: юноша из Нью-Йорка отправляется покорять Голливуд 30-х, где вливается в тусовку, а заодно влюбляется. Джесси Айзенберг и Кристен Стюарт составили очень гармоничный дуэт, а сам фильм получился одновременно язвительным и нежным.

Иррациональный человек (2015)

Вуди обожает Достоевского, и в его фильмографии можно найти немало интерпретаций романа «Преступление и наказание». «Иррациональный человек» – история о депрессивном преподавателе философии, который хочет вернуть себе радость жизни, но для этого нужно кое-кого убить… Впрочем, не будем вдаваться в сюжетные подробности. Вряд ли кто-то скажет, что «Иррациональный человек» – его любимый алленовский фильм, но кино вышло остроумное и дьявольски веселое, а пузатый Хоакин Феникс впечатляет не на шутку.

Жасмин (2013)

Лучшая из драм позднего Вуди. Жасмин – изысканная леди из высшего общества, которая выясняет, что ее муж-богач – мошенник и подлец. Об этом же узнает полиция, мужа арестовывают, и Жасмин отправляется жить к бедным родственникам – без денег, но с сумочкой «Луи Виттон». Вуди Аллен придумал десятки потрясающих женских героинь и пика достиг, создавая образ Жасмин. А Кейт Бланшетт в этой роли совершенно бесподобна.

Полночь в Париже (2011)

Самый популярный, самый любимый зрителями фильм Вуди XXI века. Молодой сценарист и его глупая, но богатая невеста приезжают в Париж. Пока невеста носится по бутикам, герой гуляет по улочкам в поисках вдохновения, а когда часы пробивают полночь, переносится в двадцатые годы XX века и попадает в тусовку к Фитцджеральду, Хемингуэю, Пикассо, Дали, Гертруде Стайн… А какие там виды – Нотр-Дам, площадь Вандом, Сена, стеклянная пирамида Лувра, Триумфальная арка, Люксембургские сады, Эйфелева башня под проливным дождем… Словом, это не фильм, а мечта.

Вики Кристина Барселона (2008)

Две американки отправляются в Барселону: Вики – изучать архитектуру Гауди, Кристина – залечить разбитое сердце. В итоге обе по очереди влюбляются в местного красавца-художника Хуана Антонио, действие не обходится без его бывшей безумной жены. Лучшее из того, что Вуди Аллен снял в нулевых: легкая, но бесконечно мудрая комедия о превратностях любви. Скарлетт Йоханссон чудо как хороша, Хавьер Бардем в роли Хуана Антонио уморителен, а что в кадре вытворяет Пенелопа Крус – тут слова бессильны.

Матч-поинт (2005)

В начале нулевых Аллен снял ряд милых, но откровенно проходных работ («Мелинда Мелинда», «Кое-что еще», «Голливудский финал»), многие тогда считали, что вдохновение окончательно покинуло режиссера. «Матч-поинт» изменил все. Это первый алленовский фильм, снятый в США, а не на привычном Манхэттене, и это не привычная алленовская комедия, а психологический триллер. История о теннисисте, который попал в высшее общество и натворил там дел, получилась бодрой, смелой, захватывающей, местами – леденящей душу. Всем бы снимать такие фильмы в 70 лет.

Сладкий и гадкий (1999)

Под малоприятным названием скрывается одна из самых тонких работ Вуди. Это история Эммета Рея – забытого классика музыки 1930-х, виртуоза джазовой гитары, бабника, скандалиста, при этом человека бесконечно ранимого и романтичного. Никакого Эммета Рэя на самом деле не было, это выдуманный персонаж, о котором Вуди снял псевдодокументальный фильм. «Сладкий и гадкий» стоит посмотреть из-за потрясающего джазового саундтрека, из-за Шона Пенна в главной роли, из-за Саманты Мортон, которая получила номинацию на «Оскар», не произнеся в кадре ни единого слова.

Разбирая Гарри (1997)

Гарри Блок – писатель-невротик, живущий в мире грез и не замечающий, какой бардак творится в его жизни: три брака распались, последняя девушка ушла к другу, а с родным сыном можно повидаться, только украв его из школы. В оригинале фильм называется «Deconstructing Harry», такое название точнее: в этой горькой комедии Вуди Аллен производит тотальную деконструкцию современного интеллектуала, то есть самого себя.

Загадочное убийство в Манхэттене (1993)

Ларри и Кэрол – обыкновенная семейная пара, жизнь их текла плавно, но однажды их соседка погибла при загадочных обстоятельствах: и Кэрол заметила, что муж погибшей не очень-то скорбит, и начинает собственное расследование. Несмотря на криминальный зачин, это один из самых легких фильмов Аллена, совершенно воздушная комедия с многочисленными отсылками к киноклассике – от Эйзенштейна до Хичкока.

Мужья и жены (1992)

А это, напротив, самый тяжелый фильм Вуди. В центре повествования – погрязшая в ссорах семейная пара. Историю семейного кризиса Аллен снимает в экспрессивной манере, с трясущейся ручной камерой, на несколько лет предвосхитившей триеровскую «Догму 95». Во время съемок режиссер переживал скандальный разрыв с Мией Фэрроу, так что «Мужья и жены» были написаны кровью.

Преступления и проступки (1989)

Лучший из «достоевских» фильмов Аллена – история окулиста, заказавшего киллеру свою любовницу, которая решила разрушить его брак. Параллельно мы наблюдаем мытарства режиссера-документалиста, который вынужден снимать фильм о своем успешном родственнике-продюсере, хотя в душе его презирает. «Преступления и проступки» – фильм, в котором Вуди нашел идеальный баланс между комедией и драмой.

Ханна и ее сестры (1996)

Ханна – актриса и образцовая мать. Ее сестра Ли – любовница и муза пожилого художника. Другая ее сестра Холли пока не определилась, кем хочет быть. Однажды муж Ханны влюбляется в Холли, а потом… Не будем рассказывать, что было дальше. «Ханна и ее сестры» – один из самых успешных, обласканных критиками и популярных среди зрителей фильмов Аллена, при этом это очень уютное, домашнее кино.

Пурпурная роза Каира (1985)

США, тридцатые, Великая депрессия. Несчастная официантка Сессилия раз за разом пересматривает свой любимый фильм «Пурпурная роза Каира» – до тех пор, пока главный герой ни сходит с экрана и ни признается ей в любви. Теперь ему предстоит столкнуться с реальной жизнью, в частности – с мужем Сесилии. Сам Вуди относил «Пурпурную розу Каира» в число своих любимых работ. Этот фильм – настоящая ода кинематографу как таковому.

Зелиг (1983)

Самый необычный и новаторский фильм Вуди Аллена. Как и «Сладкий и гадкий», это работа в псевдодокументальном жанре, но гораздо более авангардная. Главный герой – Леопольд Зелиг, низкий еврей с большим носом, человек-хамелеон, перевоплощающийся в любого, с кем общается. Попадает в среду ученых – начинает плести научную белиберду. В Испании превращается в тореадора. В нацистской Германии приветствует Гитлера. Говорит с афроамериканцами – темнеет кожей. Удивительную и, конечно же, выдуманную историю Зелига Аллен стилизует под старые документальные фильмы, а сам герой становится участником важнейших событий первой половины XX века – позже похожий трюк провернут в фильме «Форрест Гамп».

Манхэттен (1979)

Сорокалетний невротик-интеллектуал (классический типаж Аллена) встречается со студенткой, параллельно влюбляется в женщину постарше, постоянно рефлексирует и без умолку болтает. Почему-то Вуди посчитал этот фильм полным провалом и даже просил продюсеров его не выпускать. История распорядилась иначе, и «Манхэттен» стал популярнейшей из его работ. А черно-белые виды Нью-Йорка под музыку Гершвина – самый совершенный зачин в истории кинематографа.

Энни Холл (1977)

А это – самый совершенный фильм Вуди, главное его творение, бриллиант в короне. Стендап-комик встречает начинающую певицу, и мы наблюдаем сперва за развитием, а потом за угасанием их отношений. Картина полна искрометного юмора, но сердцевина у этой истории горькая. Вуди Аллен и Дайан Китон сыграли великолепный дуэт, а сама картина получила «Оскар» и вошла в разряд непререкаемой киноклассики.

Любовь и смерть (1975)

Напоследок – ранняя эксцентричная комедия Аллена по мотивам русской литературы. Пересказу фильм не подлежит, этот лихой микс из сюжетов Толстого и Достоевского нужно видеть своими глазами. Просто приведем один из диалогов, и на этом окончим нашу внушительную подборку:

– Положение очень сложное, Соня, я влюблена в Алексея. Он любит Алису. А у Алисы роман со Львом. Лев любит Татьяну, Татьяна без ума от Симкина. Симкин обожает меня… Я люблю Симкина, но не так, как Алексея. Алексей любит Татьяну как сестру, сестра Татьяны любит Тригорина – как брата, у брата Тригорина роман с моей сестрой; он любит её физически, но не любит духовно.

— Наташа, уже поздно…

— Фирма «Мишкин и Мишкин» спит с фирмой «Ташков и Ташков»!

— Наташа! Любить значит страдать. Чтобы не страдать, надо не любить, но тогда будешь страдать от того, что не любишь. Поэтому любить значит страдать, но не любить тоже значит страдать, а страдать значит страдать. Чтобы быть счастливым, надо любить, значит, надо страдать, но страдание делает человека несчастным, поэтому чтобы быть несчастным, надо любить, или любить, чтобы страдать или страдать от избытка счастья. Жалко, что ты за мной не записываешь.

— Не хочу жениться. Хочу разводиться.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры