Поиск по сайту

13 Января 2021

Кинопремьера: «Фестиваль Рифкина»

О новом фильме Вуди Аллена


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

49-й фильм Вуди Аллена вышел в российский прокат в последний день 2020 года. Картина была снята специально для фестиваля в Сен-Себастьяне, где и происходит действие, и некоторым образом продолжает традицию алленовского вояжа по городам Старого Света. Но в отличие от лент «Полночь в Париже», «Вика, Кристина, Барселона» или «Римские приключения» новый фильм не воспевает город – сам город становится декорацией для ностальгических и меланхоличных рассуждений Вуди Аллена о старом и новом, преходящем и вечном, молодости и старости, жизни и смерти.

По сюжету пожилой киновед и несостоявшийся писатель Морт Рифкин (Уоллес Шон) вместе с женой (Джина Гершон) отправляется на кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Она едет туда по работе, он – подозревая ее в неверности. Подозрения оказываются не беспочвенными: Морту не дает покоя клиент жены, молодой, красивый и популярный французский режиссер по имени Филипп, с которым она проводит практически все время. Спасаясь от тяжких мыслей (неверность жены – не единственное, что мучает Морта), он отправляется на прием к доктору, прекрасной испанке по имени Джо…

Герой Уоллеса Шона – безусловно, альтер-эго Аллена: пожилой нью-форкский интелигент, влюбленный в шедевры классического европейского кинематографа, при этом с безразличием и даже презрением смотрящий на современный мир кино, которым правят молодые и дерзкие. Подтверждение тому – не только ехидные замечания Морта в сторону Филиппа и всего кинофестиваля в целом (за все пребывание в Сан-Себастьяне главный герой почти не заходит в кинозал), но и сама композиция фильма. Основную сюжетную линию разбавляют сны или фантазии Морта – черно-белые кадры, в которых Аллен отсылает нас к шедеврам европейской киноклассики: картинам «Гражданин Кейн», «На последнем дыхании», «Восемь с половиной», «Мужчина и женщина», «Ангел-истребитель», «Жюль и Джим» – и, конечно, работам своего кумира Ингмара Бергмана. Так, финальная сцена разговора со смертью – отсылка к «Седьмой печати», а роль самой смерти исполняет Кристоф Вальц.

В этих черно-белых вставках герой еще ярче и болезненнее, чем в реальности, наблюдает за тем, как его жизнь утекает сквозь пальцы. Роман всей жизни так и не написан (для героя это трагедия, для окружающих его людей – повод для жестоких шуток); кинематограф уже никогда не будет таким, как раньше; любовь разочаровывает: одна возлюбленная вышла замуж за брата, вторая предпочла молодого режиссера, третья так и осталась недостижимой. Морт как будто не нашел, как закрепиться в этой жизни, и фестиваль в Сан-Себастьяне становится его последней попыткой. И совершенно ясно, что попытка эта не увенчается успехом. Оттого герой кажется заранее потерянным, и его поступки вызывают самые противоречивые чувства: от сочувствия – до легкой неприязни.

Впрочем, меланхолия и ностальгия по ушедшим временам хотя и являются основными сюжетами и настроениями фильма, неизменно идет под руку с самоиронией и… искренним любованием жизнью. Да, очарование прошлого осталось позади, но, как показывает Морту его новая знакомая – красивая испанка Джо – в настоящем тоже есть, чем восхищаться. Великолепная архитектура, невероятной красоты природа, пикник на свежем воздухе с красивой и понимающей женщиной, находки на блошином рынке, спонтанная пешая прогулка в горах – один день дарит Морту такое мощное ощущение бьющей ключом жизни, что мы – по ту сторону экрана – невольно этим заражаемся. А встреча героя со смертью в финале фильма лишь подкрепляет это ощущение.

Усиливается оно и благодаря особой теплой гамме картины: почти невозможно не почувствовать на коже ласковое прикосновение теплого испанского воздуха. Витторио Стораро, давно сотрудничающий с Вуди Алленом, – настоящий мастер по созданию атмосферы алленовских фильмов, и «Фестиваль Рифкина» – не исключение. Это по-настоящему согревающий фильм. Согревающий – и жизнеутверждающий: под неспешную центральную джазовую мелодию «Wrap Your Troubles in Dreams» хочется забыть о всех проблемах – и, подобно Вуди Аллену и его герою Морту, окунуться в свой собственный выдуманный идеальный мир.

Многие ожидаемо ругают новую работу 85-летнего режиссера за неновизну и предсказуемость. Но Аллен уже создал поистине легендарные картины – и заслужил ту жизнь, от которой получает удовольствие, жизнь, неразрывно связанную с миром кино.

«Твои замки могут рухнуть – в конце концов, такова судьба.

В этом смысле жизнь – забавная штука.

Но нет смысла ворчать – улыбайся, когда они падают.

Разве ты не был королем хотя бы день?»

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры