Поиск по сайту

25 Апреля 2016

«Библионочь»: как в кино


Мне нравится!

Что объединяет книгу и кино? Нет, не только первая буква каждого слова. И тот, и другой объект обладают невероятными магическими свойствами. И книга, и кино нас вдохновляют, завораживают, толкают на смелые поступки и дарят радость. Зашуршали книжные страницы, закрутилась кинолента: в Год российского кино в Екатеринбурге прошла «Библионочь» под девизом «Читай кино!» Наши журналисты побывали 22 апреля на большинстве площадок, работавших в этот вечер, чтобы познакомить вас с тем, что происходило, а вы, если не в этот, то на следующий год точно знали, что вы делаете в один из апрельских вечеров.

 

Кино и книга жить не могут друг без друга – это факт! Все без исключения гении мирового кинематографа искали вдохновение, сюжеты, героев именно на страницах книг и самых разных литературных произведений. Экранизация – этого пункта в послужном списке еще не избежал, пожалуй, ни один режиссер. Ну а что же литература, поддается ли она влиянию кинематографа? Ну, разумеется! Известны множество примеров, когда писатели создавали свои литературные произведения специально для последующего воплощения на экране. Ну а если говорить о кино как об индустрии, то сегодня обязательным элементом любого уважающего себя блокбастера является книга, написанная на основе сценария. Вот так и живут книга и фильм, дополняя и вдохновляя друг друга.

 

Играем в кино!

Раз уж 2016 год был объявлен Годом российского кино, то и местом встречи, которое, как известно, изменить нельзя, стала библиотека. Площадка Городского библиотечного информационного центра (Антона Валека, 12) получила название «Играем в кино!» Здесь, в рамках Всероссийской акции «Библионочь», они и нашли друг друга – книги и фильмы, зрители и читатели, драматурги и сценаристы. Здесь прошли встречи, мастер-классы, игры. И здесь же собрались несовместимые на первый взгляд гости – поклонники яркого зрелищного праздника, шумных игр и камерных разговоров по душам.

Открыла этот вечер лекция Раисы Первовой, имиджмейкера, преподавателя Института моды УрГАХУ. Тема лекции «Красота в кадре: мода и кино» оказалось невероятно манящей и востребованной. Наверное, каждый пытался понять, как звезды кинематографа создают свой стили или кто им его создает? Мода в кино – это не только красота, созданная для того, чтобы восхищаться ею, но это еще и важный коммуникативный инструмент. С помощью языка костюма легендарные актеры и актрисы говорили зрителю, то чего не было в сценарии.

Известный кинокритик Андрей Кулик на встрече поведал обо всех тонкостях кинематографического процесса с точки зрения критика и зрителя. Гости узнали, что в Год кино стоит обязательно посмотреть и на какие фильмы нужно обратить особое внимание, в каких киноработах кроется потенциал.

Целая площадка была отдана на откуп студентам Театрального института. Это был своеобразный остров творческой свободы для молодых и талантливых и архипелаг веселья и юмора для всей семьи. Студенты первого курса института под руководством преподавателя, заслуженной артистки РФ Натальи Гараниной провели читку пьесы драматурга Надежды Колтышевой «Тараканища». Студенты блистательно прочли пьесу и бесстрашно справились с волнением, даже не смотря на то, что сам автор присутствовал в зале.

На встрече с еще одним известным драматургом Ярославой Пулинович гости узнали, чем работа над сценарием отличается от работы над пьесой. И как Ярослава «по блату» попала в качестве актрисы в фильм своего друга Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари».

С аншлагом прошла и встреча с «дедушкой уральского рока», композитором, председателем союза композиторов Свердловской области Александром Пантыкиным. Не только о музыке в кино пришли поговорить гости. Многие хотели послушать хорошую музыку и поговорить о музыке, узнав все секреты композиторского ремесла из первых уст. Сан Саныч показал фрагменты из своих известных работы и проектов, а также поделился планами на будущее.

Ярким финалом «Библионочи» в Городском библиотечном информационном центре стало настоящее шоу арт-инсталляций от Дениса Перевалова и коллектива Lux in Vox. Гости встречи смогли увидеть поразительный синтез классической музыки и интерактивных световых технологий.

Настольные игры по известным киносюжетам, фотосессии от проекта «Портрет горожанина», мастер-классы по закладкам, обложкам и даже по созданию самого настоящего грима. Все кто пробился в этот вечер через блокаду в виде перекрытых улиц и погодных сюрпризов и добрался до библиотеки – тот пришел не зря.

Вертикаль жизни

Библиотечный центр «Екатеринбург» встречал гостей холодом и белизной горных вершин: здесь состоялась презентация книги Нанетты Болотовой «Алексей Болотов. Вертикаль жизни» – об альпинизме, мужестве, но для автора в первую очередь – о сыне, который не мыслил свою жизнь без восхождений и спусков. Посетители не могли оторвать глаз от экрана, на котором возникали документальные кадры – кинохроника экспедиций Болотова и его команды. Нанетта Болотова рассказала о сыне – преданном, влюбленном в горы, но все свободное время посвящающем семье, и о книге, которую помогали делать дети и многочисленные друзья альпиниста. И, конечно, всю душу в этот труд вложила мать Алексея Нанетта Аркадьевна. Двадцать лет она поддерживала сына во время экспедиций: Аннапурна, Эверест, Талай-Сагар… 20 лет изо дня в день кропотливо вела дневниковые записи, которые и легли в основу книги.

«Вертикаль жизни» – яркая, насыщенная событиями, как и жизнь самого Болотова, не только просится в руки тем, кто лично знал Алексея, и у кого хоть раз захватывало дух при подъеме на вершину, но и будет полезна всем, кто считает, что современным мужчинам чужды такие качества, как отвага и самоотверженность.

В это время в другом зале собралась публика помладше: вокруг режиссера, сценариста и художника анимационного кино Сергея Айнутдинова сгрудились школьники, жаждущие узнать секреты создания анимационных фильмов. Художник не только поделился самыми интересными подробностями работы, но и с удовольствием ответил на вопросы. И, конечно, не обошлось без старых добрых рисованных мультфильмов!

 

Фабрика грез в библиотеке

Библиотека имени В.Г. Белинского в «Библионочь» превратилась в настоящую фабрику грез! Всю ночь посетителей у входа встречала живая музыка – в рамках программы «КИНОкавер+» звучали каверы из кинофильмов, и гостей буквально сбивало с ног музыкальной волной. Те, кто смог преодолеть звуковой натиск и прорваться на верхние этажи, могли выбрать развлечение на любой вкус. Те, кто искал местечко потише, уютно устроились на рукодельных мастер-классах – мастерили фильмофонд для семейного архива, бутафорию для фотосъемки и учились писать гусиными перьями.

Второй этаж, который организаторы обозначили как «Сценарный отдел», все внимание захватили книги: здесь развернулась Лавочка добрых книг и прошла презентация сказочной повести-путеводителя екатеринбургской писательницы Елены Соловьевой «Маргарита едет к морю», а в соседнем зале развернулись целые игровые поля – к восьми часам вечера любителей настольных игр стало так много, что столы… закончились! Самым непритязательным предложили расположиться прямо на полу, а игроки покапризнее устремились выше – благо, на этом сюрпризы от «Белинки» не кончились.

В разных уголках библиотеки можно было обнаружить миниатюрные кинозалы и, расположившись на диванчиках, посмотреть «Окно в Париж», модернистский фильм о Сергее Есенине, отечественные экранизации зарубежной литературы или диафильмы.

И, конечно, в эту «Библионочь» прошли самые «звездные» лекции: «Киносказку на ночь» прочитал министр культуры Свердловской области Павел Креков, о правильных и неправильных клипах рассказал Наум Блик. Невозможно было пройти мимо кинокнижной истории «Дубровский круче, чем ты думаешь» от Свердловской детской филармонии: здесь пили чай с кренделями, примеряли пушкинский цилиндр, фотографировались с револьверами и соревновались за звание лучшего пушкиниста, отвечая на вопросы викторины.

На предпоследнем этаже царила музыкальная какофония: если внизу публику встречали профессионалы, то здесь уже самим посетителям предложили взять в руки музыкальные инструменты и попытаться извлечь из них звук. Задача оказалась нелегкой: впрочем, неудачам здесь никто не огорчался, напротив – зрители весело и шумно подбадривали смельчаков, взявших в руки инструменты…

Не обошлось и без традиционных для «Белинки» бродилок по книгохранилищу: экскурсии в темноте среди книжных полок стали так популярны, что многие посетители, не останавливаясь на предыдущих этажах, сразу рвались наверх – в книжный лабиринт…

 

Детектив, квест и… балет

Уютная, домашняя атмосфера царила в Центральной городской библиотеке имени А.И. Герцена: на верхнем этаже посетителей знакомили с историей марлезонского балета и прихорашивали дам для фотосалона в стиле «модерн» времен Серебряного века.

Первый этаж погрузился в атмосферу детективно-приключенческого романа: кого-то захватила интеллектуальная игра «До и после. Следствие ведут знатоки!», а посетители посмелее отправились бродить по подвалам замка графа Калиостро: ночной квест среди книжных стеллажей порой удивлял самыми неожиданными скелетами в шкафу… А развеять мистические настроения, расслабиться и отдохнуть от приключений приглашал караоке-баре киношлягеров на русском «Пора-пора-порадуемся!».

 

В своей стихии

В этом году Объединенный музей писателей Урала впервые присоединился к «Библионочи». Казалось бы, эта акция создана для библиотек и к их растущей славе, однако, как выразилась старший научный сотрудник музея «Литературная жизнь Урала ХIХ века» Марина Кряжевских: «Наш музей – прямой родственник библиотеке». В отличие от своих собратьев, в фондах литературного музея хранятся уникальные издания, рукописи и личные вещи писателей. Книга как артефакт и судьба писателя в преломлении эпохи – вот что интересно Объединенному музею писателей Урала, и вот что так влечет в него почитателей литературного творчества.

Иртыш, превращающийся в Ипокрену

Так назывался первый литературный журнал Сибири, издаваемый в Тобольске в конце XVIII века. Один экземпляр этой книжки (а журналы тогда были увесистые) хранится в музее «Литературная жизнь Урала ХIХ века». «Веха» в истории российской журналистики, между прочим, хотя и не самая яркая… А вот и педагогические труды Татищева, обращенные к сыну, – полезные советы о женитьбе и о построении карьеры.

В этой же комнате – портреты декабристов, высланных на Урал. Гостям музея было предложено примерить настоящие кандалы, в которые заковывали государственных преступников вроде поэта Кюхельбекера и новеллиста Бестужева-Марлинского, рассказали о культурном росте, произошедшим в провинциальных губерниях после того как декабристов наконец-то «расковали» и разрешили им трудиться сообразно своим умениям. Невдалеке от них – изображение цесаревича Александра, и его наставника – поэта В.А. Жуковского. Были они здесь в ознакомительной поездке, которая сыграла важную роль в становлении будущего царя Александра II, вернувшего декабристов домой и отменившего крепостное право.

Славится литературный Урал и тем, что в поисках сведений о Пугачёвском бунте в Оренбуржье побывал А.С. Пушкин и создатель первого толкового словаря В.И. Даль.

А сколько еще удивительных историй хранит этот скромный дом, в котором некогда жила настоящая муза, друг и жена Д.Н. Мамина-Сибиряка – Мария Якимовна Алексеева? Не счесть.

Кроме того, в музее «Литературная жизнь Урала XIX века» собрались поклонники творчества молодой исполнительницы Ники Асписовой. Некоторые из зрителей впервые оказались в музее, что весьма радует. «Библионочь» явилась связующим звеном мира музыки и музея, а что есть музей, если не дом, в котором живут музы, вдохновляющие на достижение творческих высот?

 

Пункт притяжения

Семья Бажовых принимала всех. Таково было негласное правило. В дом на Чапаева, 11 заглядывали не только коллеги по цеху, но и обычные горожане. Перед экскурсией посетители собрались в комнате, служившей хозяевам гостевой. Здесь раньше жили родные, останавливались друзья Бажовых. Собственно, комната эта не изменила своему назначению и сегодня к Павлу Петровичу по-прежнему приходят в гости…

Первым делом посетителям показали конторку, за которой писатель создавал свои сказы. Бажов очень требовательно относился к своим текстам: добиваясь точности, он мог две недели обдумывать одну фразу. Писал по ночам – после общественной и редакторской работы, писал, когда засыпали дети – не хотел никому мешать. В кабинете, служившем заодно и спальней, стоит его стол, печатная машинка, там же находится его огромная библиотека – Бажов много читал книг по истории, пользовался в работе самыми разнообразными энциклопедиями и словарями, выписывал периодику. Когда-то кабинет был соединен с детской. Здесь тоже стоит книжный шкаф – Бажов всегда следил за тем, что читают его дети, и если ему не нравился их выбор, он просто хмурил брови – никогда не ругался.

От бажовского дома веет духовной упорядоченностью, стабильностью, каким-то правильным отношением к жизни. Может быть, поэтому это место так и манит к себе любознательных горожан…

 

Коротко

Музей «Литературная жизнь Урала ХХ века» в эту «Библионочь» посетили маленькие гости. В виртуальном зале они познакомились с героями уральских сказок, неподдельный детский восторг вызвала экспозиция музея, в особенности же лаборатория писателя – многие ребята впервые увидели такую необычную композицию из книжек, газет, печатной машинки и прочей писательской «утвари».

Не меньший восторг, но уже у ребят постарше, вызвала виртуальная экскурсия в мир фантастики – полет на космическом корабле по мирам, созданным уральскими фантастами. Будем надеяться, что это визуально готовое виртуальное путешествие вдохновит их на чтение самих книг, во время которого их ждет путешествие в мир своей собственной фантазии.

 

Раритетно, но не только

В Доме-музее Д.Н. Мамина-Сибиряка нам повстречались те же гости, которые совсем недавно слушали рассказ о жизни П.П. Бажова. Здесь им показали сундук, в котором некогда хранились настоящие сокровища – рукописи самых популярных романов Д.Н. Мамина-Сибиряка, рассказали о жизни семьи писателя, о том, что вдохновляло его на творчество. Гости узнали, что именно благодаря своему писательскому труду он смог купить этот дом для своих родных.

С «Библионочью» в Доме-музее Д.Н. Мамина-Сибиряка совпало замечательное событие – только один день в музее показывали редчайшую книгу – издание «Фауста» И.В. Гете 1889 года. Десятая, юбилейная выставка проекта «Великий книжный путь» была приурочена к Всемирному дню книги и авторского права.

«Фауст» был издан в Санкт-Петербурге к 140-летию со дня рождения И.В. Гете. Ее издатель Адольф Федорович Маркс известен тем, что в течение более чем тридцати лет выпускал журнал для семейного чтения «Нива», тираж которого постоянного увеличивался и на 1904 год составлял 273 тысячи экземпляров. Успешность дела позволила Марксу платить авторам высокие гонорары и выпускать, выражаясь современным языком, «подарочные издания».

Кожаный переплет, золотой обрез, веленевая бумага, необыкновенной красоты гравюры художника Зейбертца – «Фауст» 1889 года был и остается настоящим произведением искусства. Такую книгу могли позволить себе только очень состоятельные люди. Согласно исследованию, проведенному в музее, она принадлежала Голубцовым – одной из богатейших семей Урала. После революции большая часть библиотеки Голубцовых была утеряна, а этой книге повезло оказаться в Красноуфимской библиотеке.

Помимо знакомства с уникальной книгой гости смотрели отрывки экранизаций «Фауста», рассматривали и обсуждали гравюры книги, полные символов и загадок, а потом… гадали на цитаты из «Фауста».

 

Маленькое чудо в отражении

22 апреля Камерный театр Объединенного музея писателей Урала принял участие во Всероссийской акции «Библионочь-2016» и презентовал новый театральный проект.

В теплую и дождливую «Библионочь» в Камерном театре Объединенного музея писателей Урала появился на свет новый театральный проект. Название ему придумали задолго до рождения – «Литературный салон в Камерном». Это имя досталось проекту от далеких предков, бытовавших во времена досточтимого Александра Сергеевича Пушкина, а посему мера ответственности театра перед историей и славными традициями XIX века была достаточно высока. К счастью, проект вышел удачный – и лицом, и духом.

Зрителей оказалось немного – все-таки и время позднее, и формат не совсем привычный… Но те, кто пришел, и ближе к полуночи не стремились бежать из театра – было в этом вечере что-то волшебное, манящее, приковывающее внимание зрителей к происходящему на сцене. Кстати, площадкой для магического действа послужило фойе театра – люди сидели лицом к стеклянной стене, сквозь которую прорывались золотые фонари театрального скверика, а в густой синеве городского неба – чудные хрустальные люстры, балкон и силуэты зрителей. Казалось, будто театр сам наблюдает за тем, что творится внутри него… Но наблюдает не как равный за равным, а как могучий, умудренный опытом исполин-император, заслужить уважение которого не так-то просто. Здесь главное – не убояться, не стушеваться. Показать себя во всем полнокровии, с истинно джентльменским достоинством и выдержкой.

Здесь было все, что свойственно литературным салонам XIX века: и романсы, и гадания по книге, и стихи, и рассказы, и добрые шутки! Как остроумно, иронично и музыкально точно прозвучали сказки Серебряного века в исполнении Алексея Кизерова. С каким нервом, и с какой лирической эмоциональной палитрой прочел «Музу» студент Екатеринбургского театрального института Роман Ритунский. А ведь это бунинские «Темные аллеи» – не самый простой материал.

Интересно показал себя Василий Макарович Шукшин… Было немного чудно услышать его слова в стенах Камерного, однако рассказ «Пьедестал» в чрезвычайно сочном, трагикомичном исполнении Антона Зольникова нашел самый краткий путь к сердцу зрителя – впрочем, так всегда бывает со всем подлинно народным. Того же Шукшина в прикуску с Салтыковым-Щедриным читал аксакал театра и любимец Екатеринбурга театрального – Леонид Дмитриевич Рыбников. Он был настолько органичен, проворен и интонационно точен в своих образах, что зрителю оставалось только поразиться ему умению держать себя, его способности анализировать, мыслить, жить на сцене, доносить до нас мельчайшие смысловые нюансы.

Хозяйка салона артистка Юлия Родионова и главный режиссер театра Константин Зущик сыграли со зрителями в старинную книжную игру, избрав для нее оригинальное издание – сборник киноцитат. Отдавая дань теме «Библионочи», они предложили зрителям почитать кино: как оказалось, гадать по книге увлекательно и неплохо поднимает настроение.

Этой игрой остался доволен и сам Камерный театр. У него, как и в целом у Литературного квартала, очень правильная генетика, крепкая идейная основа, о которую – рано или поздно – вдребезги разбивается все пустое, слабое, нездоровое и просто лишнее. Хочется верить, что Литературный салон ждет судьба во всех отношениях приятная – ведь недаром в финале встречи гости вместе с артистами и режиссером пропели «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери…»!

 

Интерактивная выставка-знакомство с книгой

Казалось бы, Музей истории Екатеринбурга – для него существует музейная ночь, но если сейчас в музее действует детская выставка, посвященная литературному герою, то почему бы не поучаствовать в «Библионочи»?

Детская интерактивная выставка «Незнайка и его друзья» отлично вписалась в формат «Библионочи»: знакомство с героями книг, игры с их «участием», викторина, мультики, мастер-классы. Можно было узнать, сколько составляет твой рост в огурцах, нарисовать по трафарету портрет Синеглазки мелом на доске, потренироваться в стихосложении и стиховычитании вслед за поэтом Цветиком, поговорить по сказочному телефону Винтика и Шпунтика, отгадать кучу загадок и ребусов. В отдельном зале крутили старые мультики о Незнайке, которые современные дети с удовольствием смотрели.

Самое главное условие было выполнено – в центре действия были книги Носова. Не один десяток детей после этого перечитают Незнайку с помощью родителей. Кстати, сама выставка продлится до августа.

Помимо комнаты Незнайки и его друзей музей показывал и другие свои действующие экспозиции, которые пользовались спросом у взрослых, пока дети были в гостях у Незнайки.

Авторы: Даша Мичурина, Руслан Хисамутдинов, Анастасия Мошкина, Нина Тодыбаева

Фото: Георгий Сапожников, Руслан Хисамутдинов, Татьяна Доукша, Рамиль Ильясов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов