Поиск по сайту

17 Ноября 2015

Дуэль, только дуэль!


Мне нравится!

На сцене Камерного театра в рамках цикла вечеров «Поэтические баталии» в минувшее воскресенье состоялась вторая по счету дуэль великих русских поэтов, и первая – сугубо женская: к барьеру вышли Марина Цветаева и Анна Ахматова.

Стихи вместо пистолетных выстрелов и клинковых ударов – что может быть лучше! Выяснение отношений, отстаивание своей правды, наконец, просто демонстрация силы, – если бы все это в мире решалось так же, как на этой поэтической дуэли двух великих поэтов, – посредством искусства! Такие мысли невольно настигают сейчас, в эти печальные дни, когда очередное вероломное проявление вселенского зла – терроризма, обрушилось на Париж. Увы, не все люди в мире движимы идеалами, когда они вступают в противостояние с кем-либо. В том числе поэтому следить за дуэлянтками Серебряного века Мариной Цветаевой и Анной Ахматовой оказалось настоящим бальзамом для души и разума.

Дуэль не обошлась без секунданта. В этом образе предстал артист и новый главный режиссер Камерного театра Объединенного музея писателей Урала Константин Зущик. Именно он бросил перчатку и познакомил зрителей, они же свидетели дуэли, с «Личным делом» каждой из оппоненток. Он «короновал» Ахматову в черные, а Цветаеву в белые ферзи и задавал темы для этапов дуэли.

Первый этап получил название «Поэты-друзья». Серебряный век был богат на больших мастеров слова, в диалог с которыми в своем творчестве вступали героини вечера. Право первого «выстрела» досталось «черной королеве» Анне Андреевне Ахматовой.  Ее образ примерила на себя мастер художественного слова, актриса Татьяна Перминова. 

«Я пришла к поэту в гости. Ровно в полдень. Воскресенье», – с первых строк стихов, адресованных Александру Блоку, задается манера «ведения боя» Ахматовой-Перминовой: сдержанно-величавый тон, неспешность речи, томность взгляда.

«Имя твое – птица в руке…» – ответ «белой королевы» Марины Ивановны Цветаевой, представленной актрисой Ларисой Буньковой, также отсылает к Блоку. Но это уже совсем иной стиль «ведения боя»: экспрессия, стремительность выпущенных слов и страстный блеск глаз.

Затем звучат стихи Мандельштаму («Воронеж» и «Ты запрокидываешь голову…») и Пастернаку («Он, сам себя сравнивший с конским глазом» и «Рас-стояния: версты, мили»), Есенину и Маяковскому («Так просто можно жизнь покинуть эту», «Я тебя в твоей не знала славе» и «Советским вельможей...»).  Линия поединка задана. Характер ведения поэтической борьбы определен.

Вторая тема, выбранная секундантом, – противостояние  двух поэтических  столиц – «Москва и Петербург». Первую неоднократно воспевала Цветаева, вторую – Ахматова. Разноплановость, разнохарактерность этих двух городов, так часто подчеркиваемая ее жителями и по сей день, как нельзя хорошо совпали с линией поведения двух дуэлянток, и, вероятно, темпераментом самих женщин-поэтов. Энергичная, бурлящая,  неистовая Москва, – такова и Цветаева глазами Ларисы Буньковой, и ее стихи, обрушивающиеся сродни водной стихии на зрителя. Как брызги из фонтана… 

Медлительно-меланхоличный, степенный, но при этом завораживающий Питер, – сродни ему предстала и Ахматова в прочтении Татьяны Перминовой. Лирика Анны Андреевны в данном случае напоминала скорее огонь в камине, который разгорается постепенно, горит ровно и тихо, обволакивая ощущением уюта всех наблюдателей. Он периодически вспыхивает сильней, с треском-гонором.

Выступления на тему «Родина в творчестве поэтов» были наиболее приближены к настоящей схватке. «Пикировка» прошла впервые за вечер без пауз на зрительские аплодисменты. Реальные судьбы Марины Цветаевой, которая эмигрировала в свое время надолго из советской России, и Анны Ахматовой, которая приняла судьбу страны как свою и осталась в ней до конца, именно на этом отрезке импровизированной дуэли сыграли решающую роль. В неистовых выплесках Цветаевой – «Мне совершенно все равно,/ где совершенно одинокой быть <…> Так край меня не уберег/ Мой... Вдоль всей души, всей поперек! /Родимого пятна не сыщет!»  – заключена, пожалуй, квинтэссенция ее отношения к патриотизму.

 

В пику этому звучит откровение Ахматовой: «Мне голос был, он звал утешно <…> Оставь свой край, глухой и грешный, /Оставь Россию навсегда<…> Но равнодушно и спокойно/ Руками я замкнула слух,/Чтоб этой речью недостойной/Не осквернился скорбный дух».

«Дом там, где сердце», или «Дом там, где родился и пригодился»? Кому из зрителей и слушателей, какая позиция ближе, – каждый решает для себя сам.

Четвертый этап дуэли проходил под названием: «О себе и о любимых». Говорить о себе и о близких людях с позиции силы было бы странно, да и ни к чему. В конце концов, не выяснять же на дуэли, кто кого больше любил из мужей, детей… Сила обеих женщин, обоих поэтов проявилась в этом раунде одинаково ярко, хотя Татьяна Перминова и Лариса Бунькова следовали согласно выбранной изначально линии поведения. «Красной кистью…», «Какой-нибудь предок мой был — скрипач», «Ты будешь невинной, тонкой…», «Когда я буду бабушкой», «Сад»: цветаевский выход все так же напорист,  лих и размашист. «Родилась я ни поздно, ни рано», «Предыстория», «Загорелись иглы венчика», «Колыбельная», «Опять поминальный приблизился час»: ахматовские «выпады» так же размеренны, степенны.

Пятый этап дуэли – «И смех сквозь слезы, и любовь» –  был посвящен любимым стихам поэтов. Эта часть стала, пожалуй, самой хитовой, ведь в ней прозвучало много стихов, наиболее известных широкому кругу читателей: «Моим стихам, написанным так рано», «Кто создан из камня, кто создан из глины.», «Вот опять окно», «Я тебя отвоюю…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Мне нравится, что вы больны не мной» (Цветаева); «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», «Проводила до передней друга», «Сжала руки под темной вуалью», «Есть  в близости людей заветная черта», «А, ты думал, я тоже такая…», «Я научилась просто, мудро жить» (Ахматова). Татьяна Перминова и Лариса Бунькова  читали стихи своих героинь и стихи «соперниц». И в этом последнем акте поэтического вечера страстная, неуемная Цветаева-Бунькова буквально вонзала в воздух слова «Я полюбила вас, Анна Ахматова», в то время как Ахматова-Перминова и в «Позднем ответе» своей «белорученьке, чернокнижнице» осталась верна сдержанной, элегантной манере. Так, в образах Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, представленных на сцене, яснее проявилось то, о чем говорила в книге «Моя Мать – Марина Цветаева» Ариадна Эфрон: «М. Ц. была безмерна, А. А. – гармонична…».

Финальный аккорд дуэли – декламирование на два голоса цветаевского «Я счастлива жить образцово и просто» – можно трактовать как акт примирения двух дуэлянток. Другие вполне вправе счесть это победой женской мудрости или торжеством поэзии.

Ах, Цветаева!.. Цвет ты наш, Ахматова!.. Даже формально выявить одну победительницу из них кажется невозможным, но дуэльным кодексом пренебречь не позволяет все тот же секундант. По результатам зрительского голосования лучшей была признана чуть более опытная Анна Ахматова (или Татьяна Перминова) – 93 к 68 голосам в пользу «черной королевы». Однако зрители приветствовали стоя обеих дуэлянток, поскольку не могли не оценить огромную работу души обеих артисток, ожививших в этот вечер великих русских поэтов-женщин. Именно после подобных вечеров в душе каждого посвященного охотнее ведется своя, особенная работа. Все самое светлое, восторженное и хорошее расцвечивается более яркими красками, а темное и смурное отходит на задний план.

 

Вот и главный режиссер Камерного театра, идеолог «Поэтических баталий» Константин Зущик, подводя итог новой дуэли, говорит: «Нам хотелось еще раз обратить внимание зрителя на творчество великих русских поэтов, хотелось  в рамках одного вечера попытаться представить лирический мир двух выдающихся фигур, их разный взгляд на жизнь, на незыблемые ценности, на искусство. Но основная цель, которую мы преследовали, задумывая и воплощая проект, – сделать этот мир лучше».

Подобные творческие баталии будут продолжены в недалеком будущем. Уже в январе 2016 года ожидается поэтическое противостояние «Мандельштам/Северянин». Тогда же, как заметил Константин Зущик, могут последовать и реванши уже проведенных поединков (в т. ч. «Есенин/Маяковский», прошедший неделей ранее): «Мы повторим уже состоявшиеся дуэли, выйдут те же пары, и возможен реванш. Зритель другой – и результат может быть иным. В более отдаленных планах – включение в проект современников, известных уральских поэтов и молодых, подающих большие надежды. При этом форма останется неизменной – «дуэль, только дуэль!».

Автор: Светлана Кузнецова

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Александр / 17 Ноября 2015 в 17:53

Был на дуэли. Голосовал за Цветаеву. Она показалась более живой, артистичной мне. А вообще идея отличная батлов!! Интересно, а Пушкина и Лермонтова могут свести?:))

Лана / 19 Ноября 2015 в 21:06

Как матово луны судёнышко!.. Ахматову несла на донышке души своей, вместе с Цветаевой. И лед в душе чуть-чуть подтаивал...

Лана / 19 Ноября 2015 в 21:07

Как матово луны судёнышко!..
Ахматову несла на донышке
души своей, вместе с Цветаевой.
И лед в душе чуть-чуть подтаивал...

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов