Поиск по сайту

21 Апреля 2017

Юрий Башмет и его музыкальный верлибр

Рецензия на книгу знаменитого альтиста «Вокзал мечты»


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

19 апреля в Свердловской филармонии состоялся концерт маэстро и его камерного ансамбля «Солисты Москвы», который отмечает в этом году 25-летний юбилей. Об этом коллективе и о людях, которые повлияли на его творческую лабораторию, Юрий Башмет пишет в своей дебютной книге «Вокзал мечты».

Эта книга создана на основе авторской телевизионной программы Юрия Башмета «Вокзал мечты» в год, когда музыканту исполнилось 50 лет (2003 год – прим. ред.). Ее нельзя назвать классической автобиографией, несмотря на хронологичность описания жизненных этапов. Скорее, это – музыкальный верлибр, потому что текст построен таким образом, что  можно открыть его на любой странице и погрузиться в чтение. Он сплетен из зарисовок, в нем слышно само дыхание автора: «Всем нам знакомо детское желание летать. Обычно оно проходит с возрастом. К счастью, для меня оно пока что достижимо. Для этого просто необходимо войти в особое состояние — состояние одиночества с инструментом в руках. Есть такое выражение: наедине со всеми. Так вот, для меня это — наедине с инструментом и одновременно с миллионами душ, от композитора до музыкантов и слушателей».

В книге нет сложных музыкальных терминов, но есть описание творческой «кухни», которая будет понятна профессионалам и интересна поклонникам: «Из-за большой длины грифа альт заметно менее подвижен, и от испол­нителя требуется соответствующая растяжка пальцев и часто недюжинная физическая сила и ловкость. Представьте себе: вот рука нормального человека; если он ее поднимает, происходит отлив крови. Но потом эту руку нужно развернуть локтем перед собой, а потом еще и отдельно кисть. И при этом все время нужно работать («шагать») пальчиками. Ощущение похоже на то, когда берут кровь из вены, — перевязывают руку выше локтя и просят сжимать и разжимать кулак, чтобы вены вздулись». Известно, что Юрий Башмет играет на альте работы маститого итальянского мастера Паоло Тесторе, о душе этого «инструмента-аристократа» в книге сказано немало. Немаловажно, что в конце можно найти список аудиозаписей и его репертуара за 1972–2002, что позволит полностью погрузиться в его вселенную.  

После прочтения книги напрашивается аналогия с автобиографией Стинга «Разбитая музыка», поскольку в ней также есть личная история о взаимоотношениях музыканта с его родителями. Юрий Башмет так пишет о своей матери: «Мама — это всё. Это я. Это человек, который сде­лал меня». Именно благодаря ей он начал заниматься музыкой, поначалу без особого удовольствия: «Хорошо помню этот момент. Я учился в первом классе, мама встретила меня после школы и за пятнадцать минут прогулки через парк мягко-мягко подвела к этой теме: «Вот хорошо бы музыкой заняться, как ты к этому относишься? Понимаешь, ведь ты будешь меньше гулять, придется много учиться». Я говорю: «Да, да, понимаю». А внутри — жуткий протест. Но обидеть маму, от­казать ей — невозможно».  Искренность и открытость в описании чувств, безусловно, достоинство этой книги, как и удачные вкрапления анекдотов.

Название книги символично: локус вокзала априори предполагает открытость к новым встречам и жизненным этапам. Структура «Вокзала мечты» построена таким образом, что портрет личности автора будет даваться косвенно через его рассказы о музыке, о знаменитых композиторах, оркестрах и солистах, сыгравших значимую роль в его жизни. Даже заглавия преимущественно даны в виде цитат, например, глава о встрече Юрия Башмета с одним из крупнейших пианистов XX века, Святославом Рихтером, называется просто: «Юрочка, возьмите клавир сонаты Шостаковича и приезжайте…». Специально для Юрия Башмета было написано более 50 сочинений известными композиторами (Альфредом Шнитке, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Джоном Тавенером и другими), но чего не увидит читатель в этой книге, так это самолюбования: «Каждое выступление — это лишь этап творчества. Ремесло наше (в отличие от книги, которую можно купить и наслаждаться чтением бесконечно) сродни рисунку на песке: ты отыграл произведение, и вот нахлынула волна и все смыла».

О камерном коллективе «Солисты Москвы», в который Юрий Башмет пригласил талантливую молодежь Московской консерватории, отзывается по-отечески: «Я могу сказать, что люблю каждого в ансамб­ле. И при словах — «Солисты Москвы» — передо мной возникает не ансамбль, а лица. Каждое в от­дельности и все вместе». Предательство первого состава, когда все музыканты остались во Франции и отказались возвращаться в Россию, не сломило в этом нетривиальном музыканте веру в людей, а лишь придало сил для новых свершений: с ансамблем сотрудничали такие мастера музыки как Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Гидон Кремер и многие другие. В конце своей книги Юрий Башмет пишет о творческих планах, а это значит, что на вокзале мечты состоится еще не одна встреча.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга