Поиск по сайту

28 Июня 2017

Книгопремьера: «Вид с дешевых мест»

Рецензия на книгу английского писателя Нила Геймана


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

Этот сборник публицистических работ Нила Геймана предназначен для тех, кто любит все, что связано с книгами: книжные магазины, в которых их можно смотреть, листать и даже вдыхать запах только что раскрытых страниц, творческие встречи с писателями и, собственно, сам процесс погружения в мир книжной реальности.

Нил Гейман – один из знаковых современных писателей-фантастов, лауреат многих престижных литературных премий. К самым знаменитым его работам относятся «Звездная пыль», «Американские боги», «Коралина», «История с кладбищем», а также серия комиксов «Песочный человек». Другими словами, перед нами состоявшийся писатель, который знает литературный мир изнутри, хорошо ориентируется в нем и занимает в нем определенное положение.

Книга, хотя вернее было бы определить издание как сборник, состоит из эссе, выдержек из публичных лекций, фрагментов выступлений и другого рода литературной деятельности: «В этой книге я пишу среди прочего о вещах и людях, близких моему сердцу. Некоторые из них даже вошли в мою жизнь. Вообще я всегда стараюсь писать изнутри той ситуации, в которой нахожусь, а из-за этого в моих текстах, возможно, бывает слишком много от меня самого». Между тем, самовлюбленности, императивности авторской позиции читатель не увидит. Об этом говорит и эпиграф: «Эшу, который сейчас еще совсем маленький. Вырастет – прочтет. И узнает, что любил его папа и о чем он говорил, о чем заботился и во что верил – когда-то, давным-давно».

Нил Гейман не стремится с помощью текста излить душу и решить, тем самым, свои собственные проблемы. Он рассказывает о том, что важно и дорого в его жизни, но с прицелом на читателя, его суждения образны, эмоциональны: «Бумажная книга похожа на акулу. Акулы очень стары: они плавали по океанам еще до динозавров. И причина тому, что вокруг нас все еще встречаются акулы, довольно проста: они научились быть акулами лучше всех. Физические книги суровы, трудноуничтожаемы, в целом водонепроницаемы, питаются солнечной энергией и хорошо ложатся в руку: они довели умение быть книгами до совершенства, и для них в мире всегда найдется ниша».

В книге «Вид с дешевых мест» представлено около 60 текстов малой формы, которые собраны в 10 главах на 576 страницах. Если очертить тематический спектр, то книги и все, что с ними связано, займут первое место. Их и свою работу автор любит, поэтому и рассказывает об этом с упоением и нежностью. Нил Гейман впускает читателя в свой мир и делится воспоминаниями о шуточных случаях. Например, рассказ о том, что случилось, когда Нила Геймана попросили написать рецензию на книгу Джозайи Томпсона «Шпик» для журнала «Панч» полностью сплетен из иронических сентенций: «Один из них звонит мне и говорит: нам нужна рецензия. На этой неделе. Хорошо, отвечаю я, а конкретнее? Он мне: во вторник. Я ему: вторник – это завтра. И спрашиваю так, словно между прочим: а если я не успею, что будет?».

Ироничное отношение автора со словом прослеживается и в заголовках. Название сборника приводит в недоумение сразу же, как только берешь книгу в руки. Еще в большее изумление приводит читателя название одной из подглав, которое предваряет вступительное слово Нила Геймана на одной из международных конференций по фантастическому началу в искусстве. Название звучит как «Порнография жанра или жанр порнографии», но в тексте читатель не увидит ничего из ряда вон выходящего. «Просто мне понадобилось броское название. Извиняться не буду», – пишет Нейл Гейман. С названием книги дело обстоит ровно также. В последней главе «Вид с дешевых мест: реальные вещи» автор рассказывает о своем вынужденном походе на церемонию вручения «Оскар» в 2010 году: «Здесь я восстановил оригинальное название. Речь там идет не о том, как быть никем, а о том, как выходить в свет, когда лучше было бы сидеть дома и грустить».

Особенность этой книги в том, что здесь нет цельной линии повествования. Можно начать чтение с любой его публицистической работы, представленной к книге, и ничего не упустить. Этот калейдоскоп из тем, из разных жанровых форм, из средств выразительности привлекает и доставляет удовольствие. Помимо этого, книгу «Вид с дешевых мест» отличает искренность автора, который не стремится создать лучшую версию себя в глазах своих читателей: «Я писал не для того, чтобы провести кого-то за руку через трудные времена и опасные места. И не для того, чтобы превратить нечитателей в читателей. Я писал потому, что мне были интересны эти истории, потому что у меня в голове сидел жучок – маленькая такая, юркая идейка, которую нужно было срочно приколоть булавкой к бумаге и изучить, чтобы понять, что я по этому поводу думаю и чувствую. Я писал, чтобы прокормить семью».

Напрашивается ассоциация с книгой «Картонки Минервы» известного итальянского ученого-медиевиста, автора мировых бестселлеров («Имя розы», «Маятник Фуко» и др.), лауреата авторитетных премий Умберто Эко. Это сборник публикаций в миланском журнале «Эспрессо», где профессор вел еженедельную колонку. Эти заметки, также как и рассказы Нила Геймана, отражают авторский взгляд на мировые события и на свою собственную жизнь.

Книгу «Вид с дешевых мест» с английского языка на русский язык перевели Анна Блейз и Алексей Осипов. В 2016 году они представили переводы рассказов Нила Геймана из сборника «Осторожно, триггеры» на соискание премии Норы Галь за перевод короткой прозы с английского языка. Лауреатом премии стала Анна Блейз за перевод рассказа «Календарь сказок» Нила Геймана. Тем обиднее встречать в тексте неточности в переводе и опечатки. Это отвлекает от чтения и смазывает впечатление от книги, которая достойна прочтения.

Фотографии взяты с портала www.halfofthesky.deviantart.com, www.milemarkerreview.com, www.rodb-v.ru, www.buro247.my

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга