Поиск по сайту

13 Декабря 2017

Книгопремьера: «iPhuck 10»

Виктор Пелевин и его сентябрьская новинка


Екатерина Юркова Екатерина Юркова
Мне нравится!

Если лишить «iPhuck 10» длинных диалогов, где каждая реплика – отдельный монолог, сюжет книги Виктора Пелевина, уже получившей премию Андрея Белого в области прозы, уместился бы на небольшой брошюре объемом в 50 – 100 страниц. Действие разворачивается в будущем и приоткрывает для читателя мир искусства, в который погружены герои.

Один из них, полицейско-литературный алгоритм (или искусственный интеллект) по имени Порфирий Петрович расследует криминальные происшествия, попутно фиксируя процесс в виде детективных романов. Словосочетание «полицейский алгоритм» уже, казалось бы, способно убить в нас желание видеть в Порфирии личность, да и сам персонаж неустанно напоминает читателю о своем искусственном происхождении. Но, несмотря на все приводимые алгоритмом аргументы, в Порфирии Петровиче видится личность мыслящая и самостоятельная, никак не напоминающая бездушную машину.  Те же качества видит в Порфирии и другой персонаж книги, Маруха Чо.

Маруха – искусствовед и куратор, а также женщина, гендерно определенная как «баба с яйцами», что полностью соответствует модели поведения героини. Сфера ее интересов  – «Гипсовый век» или «гипс», в романе это наша современность (прошлое по отношению к действию романа). Сама куратор описывает гипс как «последнее время в истории человечества, когда художнику казалось… Нет, когда художник еще мог убедительно сделать вид, что ему кажется, будто его творчество питается конфликтом между свободой и рабством, правдой и неправдой, добром и злом – ну, называй эти оппозиции как хочешь».

Литературные алгоритмы, в том числе и Порфирий, принадлежат Полицейскому управлению, которое зарабатывает за счет сдачи искусственных интеллектов в аренду для практически любых целей. Так Порфирий Петрович попадает к Марухе Чо, ну а далее начинается ряд длинных разговоров об искусстве, политике и жизни, которые невнимательному читателю могут показаться пустой болтовней, ну а внимательному и готовому раскусывать загаданные автором ребусы размашистые беседы-рассуждения героев будут гораздо интереснее, чем сам сюжет.

Хотя действие книги и происходит в будущем, Пелевин не считает нужным описывать нам футуристичный мир во всей красе: читатель видит бытовую сторону жизни горожан, а все действие происходит либо внутри помещений, либо в такси, нарицательно называемых «уберами» без привязки к какой-то конкретной фирме.

Одна из прелестей литературных произведений Виктора Олеговича заключается в любви к игре с различными названиями и словами, когда каждый свой роман писатель наполняет «новыми» для читателя терминами, как бы конструируя новый мир и другие условия существования для героев. Например, образ секс–игрушек будущего, называемых айфаками и андрогинами.

В связи с заражением всего населения земли вирусом Зика, а также общей негигиеничностью процесса, люди будущего не вступают в интимную связь друг с другом, а тех, кто вступает, презрительно называют свинюками (еще один из терминов Пелевина) и не очень-то жалуют. Поэтому интеллигентные личности пользуются айфаками и андрогинами для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Айфак10 – совершеннейшая из игрушек будущего, подключающаяся к нервной системе человека и симулирующая половой акт, отвечающий всем предпочтениям и заданным владельцем параметрам. Но айфаки не просто секс-игрушки и трансляторы желаемого, но еще и мощные механизмы, умеющие создавать и поддерживать искусственный интеллект, способный развиваться по всем законам продвинутых нейросетей.

Подобные технологии описаны и в другом романе Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.».  В постапокалиптическом снаффе хоть будущее иное, но существуют такие же куклы (суры), созданные для интимных отношений и не ограничивающиеся банальной функцией удовлетворения желаний хозяина. В «S.N.U.F.F.» сура обладает самостоятельным мышлением. Черпая информацию из интернета и обучаясь (подобно искусственной нейронной сети), героиня перестает подчиняться хозяину и превращается в самостоятельную личность, обладающую собственными желаниями.

В новом романе Пелевина искусственный интеллект вновь доказывает свое право на самостоятельную жизнь, но условия его жизни и развития совершенно иные. Если в «S.N.U.F.F.» сура находится во внешнем мире, лишь подпитываясь информацией из интернета, то в «iPhuck 10» персонаж всегда погружен в компьютерную среду высокотехнологичной куклы без доступа к внешнему миру. Запертая в чужих фантазиях и обреченная на вечные страдания личность желает мести.

 «iPhuck 10» – роман, который в нашем городе советовали прочесть сотрудникам Уральской биеннале. Ведь Виктор Пелевин смог вплести в сюжет и оправдать собственную концепцию видения современного искусства с помощью периодически возникающих между Марухой Чо и Порфирием Петровичем полемических  рассуждений о том, что же это такое.

Пелевин препарирует вопросы искусства, делает предположение о его функциях, образе существования в будущем и возможном объяснении в настоящем. Для примера, один из монологов Мары, объясняющей Порфирию суть современного искусства: «Ну, навскидку – большой оранжевый кирпич, под ним красный кирпич, а ниже желтый кирпич. Только называться это будет не «светофор в тумане», как сказала бы какая-нибудь простая душа, а «Orange, red, yellow». И когда покупателю скажут, что светофор в тумане стоит восемьдесят миллионов, жизненно необходимо, чтобы несколько серьезных, известных и уважаемых людей, стоящих вокруг картины, кивнули головами, потому что на свои чувства и мысли покупатель в новой культурной ситуации рассчитывать не может. Арт-истеблишмент дает санкцию – и это очень серьезно, поскольку она означает, что продаваемую работу, если надо, примут назад примерно за те же деньги».

Искусство заботит автора не только как форма, но и в как процесс создания чего-либо. Исследование природы творчества и выводы, к которым приходит автор, весьма печальны, но далеко не новы и только лишний раз нам напоминают о хрупкости человека, терпящего бедствие в финале. Кому-то концовка может показаться трагичной, но все же читателя не оставит ощущение, что так все и должно было быть, развязка понятна, логична и вполне правдоподобна, а все потому, что человек в очередной раз заигрался в бога.

Несмотря на обширные разговоры об искусстве и его смыслах, прежде всего «iPhuck 10» – это роман о человеке с его ошибками и слабостями, тщеславием и жаждой общения и о том, что человеку всегда будет не хватать человека, даже если его дом будет набит самыми современными игрушками, симулирующими человеческое общение.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга