Поиск по сайту

23 Января 2018

Майя Кучерская: «Важно научиться выхватывать картины из реальности»

Яркие цитаты из мастер-класса писательницы о проблеме преображения реальности в художественную прозу


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В субботу, 20 января, в книжном магазине Ельцин Центра «Пиотровский» состоялся мастер-класс «Как большую тыкву превратить в золотую карету», который провела писатель, академический руководитель магистерской программы «Литературное мастерство» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель Creative Writing School Майя Кучерская. Предлагаем вашему вниманию пять ярких цитат, прозвучавших в тот вечер, но прежде советуем выполнить небольшое творческое задание, которое было дано присутствующим в зале.

В начале мастер-класса слушателям было предложено на листке бумаги описать свой путь до места встречи, то есть до книжного магазина «Пиотровский», во всех подробностях. А в конце занятия написать текст от третьего лица на ту же самую тему только с учетом полученных на встрече знаний. Итак, вы готовы улучшить свой первоначальный вариант? Тогда пристегните ремни, наше путешествие в литературную страну начинается.

«Разве научить писать можно?», – это классический вопрос, на который я каждый раз упорно даю положительный ответ. Логика проста: никто не будет учить писать человека, который этого не хочет, у которого нет к этому склонности. Все, кто приходят на соответствующие мастер-классы и задаются таким вопросом, – они уже небезразличны к письму. Человек – существо словесное. Когда мы, преподаватели, развиваем в нем писательскую способность, то даем ему возможность творить. Вечером многие моют посуду и поют. Разве мы задаем себе во время этого процесса вопрос: «А можем ли мы петь?». Писательство – ровным счетом то же самое: та же наша песнь, тот же наш внутренний голос, который ложится на бумагу.

Все наши литературные классики во многом руководствовались учением о подражании. Есть даже специальный термин – мимесис, о нем можно прочитать еще в трудах Аристотеля. Литература – подражание жизни, но это не буквальное, не прямолинейное ее пересказывание. Скажем, сказочнику положено рассказывать истории, которых не может быть в жизни, но он вплетает в текст некоторые нравственные максимы (например, о добре и зле), которые актуальны и для реальной жизни, то есть он, так или иначе, отсылает нас к жизни реальной. За примерами далеко ходить не нужно. Известно, что Достоевский с жадностью читал газеты, особенно судебные хроники, в них он и увидел информацию о «нечаевском деле». Это было то зернышко, из которого потом вырос сложно устроенный роман «Бесы». Другая иллюстрация – знаменитая сцена в романе «Анна Каренина», когда Левин признается в любви Китти с помощью первых букв. Эта сцена считается одной из лучших сцен в мировой литературе. Она также основана на реальных событиях, поэтому и получилось так сильно и выразительно рассказать Толстому об этом в своем романе. Все наши классики неизменно отталкиваются от реальных событий, но поставить знак равенства между героями и людьми из реальной жизни мы не можем, потому что образ вбирает в себя лишь частично фактологическую основу.

«Я везде, и я нигде», – вот что чувствует автор, когда находится в Зазеркалье. Наша реальность – это зеркало, когда же мы начинаем ее украшать, позволяем себе домысливание, то мы переступаем черту и оказываемся в преломляющейся реальности – в Зазеркалье. Самая большая ошибка добродушных читателей – это пытаться искать прототипы, потому что так проще самому себе объяснить природу поведения человека, его поступки, но так не бывает. Любой герой являет собой образ. Как же научиться его создавать? Один из важных советов: читайте записные книжки с карандашом в руках и сравнивайте написанное там с тем текстом, который у автора получился потом. Так, в рассказе «Анна на шее» Чехов не воспроизводит реальное количество братьев главной героини, а их у нее было пять. Он оставляет только двух братьев умышленно, потому что больше никому и не нужно. Достаточно показать, что семья была бедна, а это можно сделать и без нагромождения персонажей. Когда мы пишем прозу, мы должны рисовать читателям словесные картины. А для этого нужно научиться их видеть, выхватывать их из реальности, а потом трансформировать под свои нужды.

Давайте перенесемся во времени и окажемся рядом с Иваном Буниным 12 сентября 1901 года. Писатель получает письмо (потом последуют и другие) от прекрасной незнакомки – Натальи Эспозито. Именно эпистолярные источники и были положены в основу маленького произведения «Неизвестный друг». Она писала ему из Ирландии. Она замужем, у нее были дети, но она чувствует себя безумно одинокой. Справиться с чувством помогают книги. По тексту мы знаем, что писатель не ответил своей поклоннице, в реальности же факт переписки доказан, и мы можем найти и почитать эти письма. Наталья Эспозито пишет их прямолинейно, Бунин же берет и для своего рассказа обрамляет их, добавляет значимые детали. Один пример, как реальное превращается в волшебное: в тексте появляется информация о пустом трамвае, в котором героиня едет и читает книгу. Бунин намеренно его вводит в текст – этот символ дает ему возможность показать насколько она одинока. Она чувствует себя отделенной от всего мира в этом безлюдном трамвае. Бунин украсил текст средствами выразительности, в истории появились цвета, запахи. Выдуманный мир тоже нуждается в описании чувств, тогда он станет ярким для читателя. Кроме того, Бунин убрал все то, что не работало на общий замысел, на концепцию рассказа.

Мы, как писатели, должны привести нашего героя к чему-то, он не может путешествовать по тексту бездумно. Статическое не может увлечь. Хороший текст представляет собой концептуализацию, то есть четкое понимание того, о чем мы хотим рассказать историю. Кроме того, важна образная речь, символический подтекст, использование конкретных деталей. Хорошим писателем стать можно, если тренироваться постоянно, давать свой текст на обсуждение (хотя бы своим друзьям!) и читать соответствующую литературу по вопросу. Как и в любом деле, главное – захотеть, начало уже положено.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры