Поиск по сайту

06 Марта 2018

Книгопремьера: «Петровы в гриппе и вокруг него»

Рецензия на самый громкий уральский роман начала года


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

До этой зимы Алексей Сальников был известен по большей части в кругах уральских поэтов. На его счету – несколько стихотворных сборников и ряд поэтических премий. «Петровы» – не первый роман, на волне его успеха готовится к публикации более раннее произведение – «Отдел». Собственно, успех нагнал «Петровых» не сразу: сначала он частями выходил в журнале «Волга», потом какое-то время был доступен на Bookmate. Имя роману сделала главный литературный критик страны Галина Юзефович – после ее восторженного отзыва «Петровы» пошли в народ. Рассказываем, почему эту книгу не стоит пропускать.

Действие разворачивается в предновогодние деньки в Екатеринбурге 2004 года. Впрочем, о времени действия догадаться можно только по деталям: например, когда герои проезжают мимо кинотеатра «Колизей», с афиши на них хмуро глядит Александр Македонский – Оливер Стоун выпустил фильм «Александр» как раз в 2004-м. Время действия, пожалуй, важно: это уже не суровый бандитский «Ёбург», подробно описанный Алексеем Ивановым в одноименной книге, но и не современный мегаполис с его небоскребами и кипучей культурной жизнью. Оголтелый криминал уже уходит в прошлое, но в киосках все еще торгуют алкоголем, в подъездах хрущевок лежат бутылки, покосившиеся остановки продуваются всеми ветрами, в троллейбусах ездят сплошные сумасшедшие. Первая половина нулевых – пора безвременья, неопределенности, пустоты. Также пуста и неопределенна жизнь 28-летнего Петрова, молчаливого и нелюдимого автослесаря, который на досуге рисует тревожные фантастические комиксы. Петрова, его бывшая супруга, работает библиотекаршей и ненавидит почти всех людей. Несмотря на то, что с Петровым она в разводе, они проводят вместе много времени, и по большей части им довольно-таки хорошо. Петров-младший учится в четвертом классе, замкнут и необщителен, но страстно желает попасть на новогоднюю елку в ТЮЗ. Но разразившийся в их семействе грипп ставит под угрозу его планы.

Первые признаки гриппа у себя Петров-старший замечает в троллейбусе. Он едет домой, но волею судеб обнаруживает себя в катафалке, выпивающим вместе с Игорем – странным товарищем, являющим собой нечто среднее между «новым русским» и таинственным духом. Потом они окажутся в глубине Эльмаша, распивающие алкогольные напитки на пару с немолодым и вредным философом. Тем временем Петрова… Впрочем, в данном случае лучше обойтись без пересказа сюжета, дабы не испортить читателю удовольствие. Скажем лишь, что в этом романе все взаимосвязано, все развешанные по стенам ружья выстрелят куда надо, а все, даже самые незначительные и непостижимые, герои обретут к концу романа свое истинное лицо. Впечатляющий сюжет строится из мелких бытовых подробностей, метко подмеченных Сальниковым: все эти остановки, троллейбусы, подъезды, продавщицы в ларьках и прочие элементы романа знакомы читателю до боли. А гриппозное состояние он описывает настолько точно, что, пока читаешь, невольно ощутишь симптомы болезни – недаром издательство «Редакция Елены Шубиной» отправляет партнерам эту книгу исключительно в сопровождении «Антигриппина».

В построении «Петровых» чувствуется поэтическое прошлое автора: роман полон сюжетных рифм, его действие подчинено гипнотическому ритму, поначалу незаметному, но со временем набирающему обороты и звучащему в духе даба – с акцентом на слабую долю. Музыкальность текста проявляется и в построении предложений. Часто Сальников начинает фразу по-книжному, а потом расширяет, дополняет конструкциями из разговорной речи, сбивается на будничный поток сознания и достигает в этом высот вполне джойсовских: не станем говорить за жителей других городов, но горожане Екатеринбурга думают и говорят в точности так, как написано в романе. А сам Екатеринбург для Сальникова становится тем же, чем и Дублин для Джойса – местом, где живет энергия, где из каждого подъезда веет чисто уральская хтонь, где есть место и для простых дураков, и для античных богов. Если же продолжать музыкальные ассоциации, то прямой аналог «Петровых» – творчество екатеринбургской группы «4 позиции Бруно», которые в своих треках тоже выражают какую-то сугубо уральскую энергию, и тоже в дабовом ритме.

«Петровы» предлагают читателю множество трактовок того, что же на самом деле произошло в романе – от бытовых до мистических. Однозначного ответа Сальников не дает. Возможно, и сам не уверен: может, и не было там никаких трехголовых церберов, в гриппе всякое привидеться может. А может, и были. Так или иначе, книга, при всей ее сюжетной занимательности, все-таки не о совпадениях, откровениях, загадках и ответах, дураках, божествах и жестоких библиотекаршах. Роман – о пустоте жизни и о том, как ее заполнить, об одиночестве и о том, как важно, когда кто-то рядом с тобой, об ошибках прошлого и о том, как жить дальше, о том, что по одиночке мы слабы и безумны, зато вместе можем жить вопреки всем логическим законам. Короче говоря, это роман о жизни, пусть и в гриппе, зато и вокруг него тоже.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга