Поиск по сайту

10 Апреля 2018

Алексей Сальников: «Я всем советую пережить опыт большого текста»

Конспект открытой лекции «Как справиться с текстом?»


Фото: Анастасия Зырянкина Фото: Анастасия Зырянкина
Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Решить написать книгу — легко, сложнее действительно ее написать. Препятствием на пути автора становятся многочисленные отговорки, нехватка времени или идей. С чего начать и как создать большой текст, рассказал писатель и поэт, автор романа «Петровы в гриппе», финалист премий «Большая книга» и «НОС» Алексей Сальников. Для вас мы записали самые яркие высказывания автора.

Книжный магазин «Пиотровский» переполнился гостями еще за десять минут до начала лекции. Неудивительно, ведь роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» собрал множество восторженных откликов. Даже в нашей редакции не удержались и написали подробную рецензию о новом уральском шедевре. Но речь пойдет о другом: темой лекции стало создание литературного текста.

Вдохновения на самом деле не существует. Единственный способ справиться с художественным произведением — сесть и начать писать. Но почему люди не могут решиться и на это? Есть некий самообман, ощущение второй жизни, откладывание на потом. Будто человек может реинкарнировать и в следующем воплощении или в некий промежуток между ними написать текст. Но ведь такого промежутка не будет никогда. И тем, кто еще ничего не написал, но думает, что напишет потом, завтра, совет — пишите сейчас.  Начинайте делать заметки, накапливать материал.

Итак, вы решили создать текст, что дальше? Здесь работает школьное правило по составлению плана. Человеческому мозгу трудно писать куда-то в пустоту некий бесконечный объем. Как минимум, требуется очертить рамки. Можно начать набрасывать: о чем вы хотите написать, какой будет примерный объем текста и по какому принципу распланировать деление на главы. План точно будет меняться по мере написания романа — это нормально. Например, я знал, чем начнутся и закончатся «Петровы в гриппе», но не всегда предполагал, что будет происходить между. К тому же иногда герои, становясь более объемными, начинают вести себя немного более самостоятельно, удивлять, но этого не нужно бояться, ведь план всегда можно изменить.

Главное — писать текст регулярно. Другого способа, кроме как распланировать и начать писать текст постепенно, нет. Это тоже становится камнем преткновения на пути автора. Но не нужно перебарщивать и писать по две тысячи знаков в день. В таком случае вы истощите себя и на долгий срок забросите писательство или совсем не вернетесь к тексту.

Текст не должен успеть надоесть. Продвигаться в работе нужно достаточно быстро, лучше, если она уложится в полгода. Ведь бывают моменты, когда автор спустя время смотрит на свое творение сквозь уменьшительное стекло и понимает — запланированный текст потерял актуальность для него как создателя. Или сюжет и вовсе распадается на куски. Боязнь писать оттого и исходит, что идеал текста искажается по мере его воплощения.

Если при написании текста ты уверенно себя чувствуешь, если тебе нравятся все шутки, ход сюжета, герои, а все метафоры привычны и знакомы, то, скорее всего, что-то подобное уже написали до тебя. Интересный и новый текст вызывает сомнения в авторе, потому что он сам еще не сталкивался с подобным читательским опытом. Неуверенность — хороший знак, а полная уверенность в том, что текст сыграет — путь к неудаче.

Боритесь с искушением писать подражания, не расходуйте накопленный материал зря. У многих возникает желание создать что-то по типу «Гарри Поттера» или вампирской саги в надежде на то, что, когда автор прославится благодаря похожему тексту, можно будет показать читателю что-то свое, личное, что долго хранил. Но скорее всего, большинство деталей или сюжетных поворотов, которые будут применены в таких текстах, выпадут из последующих: повторить их уже не будет возможности. Почему на написание романа уходит много времени? Потому что есть период, когда нужно собрать материал: накопить подробности, переработать их. Невозможно каждый день находить в жизни массу всего интересного. Что-то нужно таить для себя и ни в коем случае не отдавать накопленное в подражательный текст.

Нет никаких волшебных способов написать текст. Взять, например, Метод снежинки Рэнди Ингермансона — очень смешной способ, с помощью которого очень трудно что-либо вообще написать. Тонешь в подробностях, ненужных вещах, ковырянии в деталях, это несколько театральная работа над текстом, репетиция какого-то спектакля, а не сам текст. То есть там, где бы ты уже три главы написал, ты только заканчиваешь описание главного героя.

Если ваш текст готов, не нужно бесконечно его редактировать. Не нужно мучить ни себя, ни текст. Перечитайте один раз полностью готовое произведение и сразу отправляйте его в издательство. Далее будет последний этап завершения редактуры, с правками, предложенными издателем. Но не нужно делать поблажки к самому себе: все-таки определенный критический взгляд на текст должен быть и в момент писания, и в момент перечитывания.

Существует страх демонстрации текста издателю. Страх того, что засмеют, напишут критические статьи, под окна дома придет редактор с плакатом «Он не умеет оформлять прямую речь». Но вы не знаете, как ваш текст отразится на людях. Популярность — череда случайных совпадений или череда несчастных случаев. И ужас того, что ты канешь в небытие, всегда присутствует, но он вполне перебарываем. Я благодарен каждому, кто прочел мой роман, даже если он не понравился. На самом деле произошла большая читательская работа — люди преодолели предубеждение перед неизвестным автором.

Я всем советую пережить опыт большого текста. Не нужно думать, что через череду упражнений вы придете сначала к маленьким текстам, потом к большим рассказам, и затем будете писать романы. Возьмитесь сразу за крупные формы, потому что ощущение счастья от законченного текста несравнимо ни с чем, даже если это абсолютно бессмысленно и никому не интересно. Вас текст совершенно точно изменит.

Писательство — единственный способ переживать реинкарнации. Каждый раз за текст берется новый человек, измененный предыдущим писательским опытом, переживаемым как предыдущее воплощение. Так возникает удивительное ощущение счастья многочисленных жизней.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга