Поиск по сайту

18 Апреля 2018

Книгопремьера: «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

Рецензия на дебютную книгу американского актера Тома Хэнкса, выпущенную издательством «Азбука»


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

Ценителям серьезной литературы рассказы, собранные под обложкой «Уникального экземпляра», покажутся чем-то неглубоким в силу укоренившегося стереотипа: именитый актер не сможет мастерски продумать фабулу, прописать героев, высветить конфликт по одной простой причине – он не является профессионалом, а то, что является хобби, должно таковым и остаться. Память услужливо напомнит о тоннах безликих книжных творений поп-звезд о том, как ухаживать за лицом и телом, увлекать разговором, привлекать лиц противоположного пола. Между тем, есть и исключения из этого списка: романы Стивена Фрая и Хью Лори, детские книги Мадонны и Джима Кэрри. Рассказы Тома Хэнкса явно из их числа.

Когда берешь в руки сборник любых рассказов, то сразу вспоминаются блистательные зарисовки Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Сомерсета Моэма, Трумена Капоте, но тексты Тома Хэнкса другого толка хотя бы потому, что в эпоху клипового сознания и прерогативы спецэффектов отношение к слову стало другим. Признанный японский писатель и переводчик Харуки Мураками в своем сборнике «Хороший день для кенгуру» пишет в послесловии то, что ярко иллюстрирует сегодняшнее время: «Я писал эти рассказы больше двух лет, так что в сборнике есть вещи, не соответствующие моим нынешним мыслям и представлениям, есть и просто зарисовки к будущим романам. И все же я решил не заниматься отбором и включил в эту книжку все, что было написано тогда. Не уверен, что стоит сейчас судить то, что я в радостях и муках вынашивал каждый месяц для очередного номера журнала». То, что раньше вычеркивалось, выбиралось для публикации – сейчас представляет собой коллекцию того, что было написано и убрать жалко / преступно / невозможно. В век facebook все стали тотальными naiv writers, чего же ждать от профессиональных мастеров.

В книге Тома Хэнкса предисловия и послесловия нет, но если бы было – то слов, подобных Мураками, мы бы не увидели. «В течение двух лет я работал над книгой в пресс-турах, в отелях, в самолетах, дома, даже в отпуске. Когда позволял график, я писал с утра и до часу ночи – на разных пишущих машинках из моей коллекции», – рассказывает Том Хэнкс в многочисленных интервью. И эта страсть, которая всегда присуща всему первому, ощущается читателем.

Особенность книги Тома Хэнкса заключается в том, что он представляет рассказы с ретро- оттенком. Об этом скажет и визуальный ряд – после каждого небольшого текста есть рисунок печатной машинки фирмы Smith Corona, любовь Тома Хэнкса к которым известна давно. Они-то и стали прообразом эмулятора печатной машинки, который Том Хэнкс совместно с компанией Hitcents Inc выпустил как приложение для iPad – оно называется Hanx Writer. Печатная машинка – вещь простая, надежная и при наличии определенной сноровки удобная. Ее главное достоинство – сел печатать и занимаешься только этим: ни социальных сетей, ни музыкальной дорожки в помощь, ни видеоновостей – только работа и музы, парящие вокруг, под звук громко стучащих клавиш.

Пишущая машинка в книге «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём» становится полноценным героем, перебегающим из одного текста в другой: хоть в виде детали да будет она в рассказе. Под обложкой автором собрано 17 историй разного настроения: любовного, иронического, меланхоличного. Это не эпическое полотно, в котором зашифрованы коды, аллюзии и метафоры. Это качественное чтение в стиле light, которое как нельзя лучше подходит для вечера-посвящения себе: уютный плед, горячий шоколад и книга Тома Хэнкса. Между тем, пустоты от прочтения не останется – темы, затрагиваемые автором, актуальны и наталкивают на размышления, на нахождение собственных параллельных сюжетов. Так, в рассказе «Здесь думы сердца моего» есть фраза, которая проста по своей сути, но душу цепляет: «Я хочу, чтобы мои будущие дети когда-нибудь прочли думы сердца моего. Я собственноручно заполню бумажные страницы одну за другой, настоящим потоком сознания и сохраню в обувной коробке до той поры, когда мои повзрослевшие дети научатся не только читать, но и задумываться о движениях человеческой души! — она поняла, что сорвалась на крик. — Они будут передавать друг другу страницы и говорить: „Вот, оказывается, что мама отстукивала с таким грохотом“...». Даже по небольшому абзацу можно представить, о чем же история, но бросить читать все равно не хочется – пусть до слога Кадзуо Исигуро далеко, но искренности тексту не занимать.

В рассказе «Промотур в Городе света» Том Хэнкс описывает профессиональные будни любого успешного актера: «Три дня вместили в себя интервью, фотосессии, видеоконференции, телемосты, форумы для групп поддержки, а также максимальное количество ток-шоу, каждому из которых предшествовала часовая репетиция с продюсерами соответствующего канала». История об оборотной стороне медали или о том, что звезды плачут так же, как все – не нова, но здесь она описана без лишнего пафоса и морализаторства. Зарисовка о стремлении к американской мечте и взгляде вниз с пьедестала после ее достижения дана в акварельных красках, жирные масляные мазки здесь не нужны.

Достоинство книги – слышимость писательского голоса. Его нельзя назвать новаторским, но он есть. В рецензии английского The Guardian есть по этому поводу даже обидные слова – «За единственным исключением, дебютный сборник рассказов Хэнкса мог бы написать Форрест Гамп». Между тем, прочитав несколько рассказов, уже узнаешь его стиль, который не спутаешь с какой-нибудь авторской колонкой в толстом журнале, несмотря на то, что в американском Time Хэнкс признается – при подготовке к работе он прочитал два тома избранных текстов The New Yorker. В дружелюбной манере с ноткой иронии и недосказанности автор пишет текст о том, что он познал на собственном опыте или подглядел в жизни, проходя мимо – читатель в этот момент становится его компаньоном.

Умберто Эко стал писателем в 42 года после достижения значительных высот на академической карьерной лестнице, в следующем году двукратному обладателю премии «Оскар» Тому Хэнксу исполняется 62 года, на писательской тропе он еще юноша, у которого есть блестящие перспективы вырасти до большого писателя. К такому новичку читателю не грех и присмотреться.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры