Поиск по сайту

29 Апреля 2018

Культсовет: книги для будущего писателя

Книги о том, как хороший писатель рождается из хорошего читателя


Мне нравится!

Спонсор этого «Культсовета» – длинные выходные с плохой погодой. Что еще делать, когда генеральная уборка в квартире проведена, со всеми друзьями встретились, любимый сериал надоел? Конечно, читать книги или уже писать их. Как и о чем подскажут книги из нашей подборки.

 

Владимир Набоков за работой

Начать, пожалуй, стоит с вступительной лекции Владимира Набокова «О хороших читателях и хороших писателях» (из сборника «Лекции по зарубежной литературе»), объясняющей, суть настоящего читателя и писателя. Одними из важнейших качеств автор лекции называет вещи, имеющие общую природу: воображение – для читателя, волшебное умение создавать индивидуальную магию – для писателя. Эта лекция как минимум побудит перечитать великие произведения более внимательно, как максимум – поднимет планку вашей писательской задачи.

Цитата: «Удел среднего писателя – раскрашивать клише: он не замахивается на то, чтобы заново изобрести мир, он лишь пытается выжать все лучшее из заведенного порядка вещей, из опробованных другими шаблонов вымысла. Но настоящий писатель, который заставляет планеты вертеться, лепит человека – такой писатель готовыми ценностями не располагает: он должен их сам создавать.

 

Стивен Кинг за работой

В основе всех наших поступков лежит психология: ярость и безразличие, оптимизм и депрессия, великодушие и черствость. Слова и поступки героев тоже определяет психология, кроме одного случая, применяемого еще в древнегреческом театре, – Deus ex machina (сейчас этот прием используется в основном в некачественных сериалах, особенно в последней серии, когда злодей неожиданно и не в соответствии со своей психологией личности раскаивается, дурак – умнеет, бедняжка – богатеет, слепой – прозревает, бесплодный – беременеет и так далее).

Не знание, но понимание законов человеческой психологии позволяет автору создавать героя, в которого можно верить, с которым идентифицируют себя читатель и зритель, если речь идет о театре или кино. О «Психологии для сценаристов» рассказывает Уильям Индик. Его книга – ключ к пониманию человека, не сборник приемов для сценариста, хотя примеры из мирового кино рассматриваются. Скорее всего, эта книга – основы психологии для сценаристов, драматургов, писателей; базис, который должен понимать о человеке хороший писатель или сценарист, то, что он должен видеть в окружающих людях, и то, чем может обосновывать характеры своих героев.

Цитата: «Старое правило архитектуры гласит: форма зависит от функции. Точно так же и подход к персонажам и сюжету зависит исключительно от цели, которую вы ставите перед собой. Если вы возьмете за основу психологическую теорию, не продумав ее функцию в вашей истории, ваш сценарий от этого только проиграет. Цель этой книги – предложить вам несколько психологически узнаваемых и убедительных формул и объяснить, как их применять, чтобы получилась именно та история, которую вы хотели написать. В конце концов, она ведь находится в вашей голове. Все теории великих психологов, изложенные в данной книге, – всего лишь инструменты, призванные помочь вам найти истории, которые вы сами прячете в вашем бессознательном».

Сент-Экзюпери за работой

Где находить вдохновение, как научиться образному языку, каким способом выплеснуть на бумагу те миры, которые вы видите в своем воображении – на эти и другие вопросы вам не ответит книга Энн Ламотт «Птица за птицей». Вы сами найдете эти ответы в процессе чтения этого труда. Советы, упражнения, задания на воображение не выделены в отдельные главки – они разлиты в повествовании: научитесь их вычленять – научитесь находить в окружающем мире вдохновение, тему, сюжет, героя.

Цитата: «Повествователь должен располагать к себе: это важнее всего, на этом держится сюжет. Если вам нравится авторский взгляд на жизнь, не так уж важно, что происходит в тексте и происходит ли вообще. Я могла бы часами смотреть на Энтони Хопкинса или Джона Клиза даже в занудном кулинарном шоу. Симпатичный рассказчик – как друг, в чьем обществе вам всегда хорошо, чьи мысли всегда интересны, комментарии непременно привлекают внимание, ушки смешат до слез, а фразы хочется записывать и выдавать за свои».

 

Марина Москвина на презентации своей книги

Российская Ламотт – это, конечно, Марина Москвина, которая обобщила свой преподавательский опыт на литературных курсах в виде книги «Учись видеть», а курс для журналистов по интервью – в книге «Учись слушать».

Читать ее книги непросто: вы постоянно будете прерываться, чтобы прочитать ту литературу, которую Москвина советует по ходу, смотреть картины, фильмы, которые она упоминает, выполнять те задания, которые она дает по ходу. Но к последней странице у вас уже будет багаж небольших рассказов, герой, о котором вы хотите написать, несколько сюжетов, за которые вы можете смело браться. И кучка вдохновения.

Цитата: «На первых порах внутренний редактор – это наш страх быть искренним. Что-то клокочет и хочет вырваться из самого сердца, но контролер не позволяет. «Ну и что в этом хорошего? – он спрашивает с упреком. – Зачем об этом кричать на целый мир? Что о тебе после этого подумают?»

Внутренний контролер сглаживает острые углы, полирует рельеф события и ощущения, гасит ослепительную яркость красок и всему норовит придать благопристойный вид. Смело говорите, что вы хотите сказать. Не беспокойтесь, правильно это или нет, вежливо ли, уместно ли. Пусть это выплеснется наружу. Пишите о близком, о пережитом, о том, что накипело. Поймайте интонацию, которой вы разговариваете с самим собой, и шпарьте! Я бы даже вот так сказала: не думайте».

 

Виктор Шкловский дает интервью

Если предыдущие книги вас учили, о чем писать и где черпать вдохновение, то эта отвечает на вопрос «как»: Виктор Шкловский в «Технике писательского мастерства» советует, прежде всего, научиться быть хорошим читателем, чтобы увидеть литературные приемы у признанных мастеров, и писать – писать заметки, писать дневники, не делая скидки на то, что это никто не прочтет, используя образы, метафоры, аллитерации и так далее – все богатство выразительных средств языка. Писать о том, в чем разбираетесь и что вам интересно.

Цитата: «Современный писатель старается стать профессионалом лет 18-ти и не иметь другой профессии, кроме литературы. Это очень неудобно, потому что жить ему при этом нечем. В Москве он живет у знакомых или в Доме Герцена на лестнице. Но Дом Герцена не может вместить всех желающих, потому что, как я говорил, их тысячи, это небольшое несчастье, потому что можно было бы построить специальные казармы для писателей, — находим же мы, где разместить допризывников. Но дело в том, что писателям в этих казармах писать будет не о чем. Для того чтобы писать, нужно иметь другую профессию, кроме литературы, потому что профессиональный человек, имеющий профессию, описывает вещи по-своему, и это интересно».

 

Нора Галь читает «Маленького принца» дочери

Еще одна книга о «как» – это книга выдающегося переводчика английской и французской литературы Норы Галь – «Слово живое и мертвое». В чем несомненный плюс книги – она навсегда избавляет от косноязычия и учит бережно относиться к каждому слову: уже не хочется говорить «Нас постигла редкая удача», ибо постигать может только беда; топорное «решительно настроенный не упустить такое зрелище» превращается в «он ни за что не упустит» и так далее.

Цитата: «Ответ один: беда, что почти в каждой профессии создается свой жаргон без всякой мысли и заботы о правильности русского языка, а печать, радио и экран такой жаргон распространяют в ущерб нашей общей грамотности. И опять мы слышим знакомое оправдание: «это вошло в язык». Да ведь потому и «вошло», что мы плохо защищаем чистоту нашей речи! Ведь и шанс, проблема, момент, ситуация тоже многие говорят на каждом шагу, к месту и не к месту – и это очень печально! Это и есть результат, а вернее – горький плод бездумного, бессовестного обращения с русским языком.

И как всякая измена русскому языку, неумеренное употребление «ученых» иностранных терминов ведет к шероховатостям, сдвигам, а то и прямым ошибкам».

 

Лев Толстой за работой

Что еще? Стивен Кинг «Как писать книги», Юрий Лотман «Структура текста», Умберто Эко «Откровения молодого романиста», Крис Бейти «Литературный марафон», Максим Ильяхов и Людмила Сарычева «Пиши и сокращай».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры