Поиск по сайту

12 Сентября 2018

Книгопремьера: «Белый квадрат»

Рецензия на новую книгу Владимира Сорокина


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

В издательстве Corpus вышел новый сборник рассказов Владимира Сорокина. Рассказываем, чем он может быть интересен давним поклонникам писателя и чем способен увлечь неофита.

Рассказы – родная стихия Сорокина, именно с них он начинал свой творческий путь на заре восьмидесятых. По воспоминаниям современников, в ту пору он был иконописного вида юношей со стопкой листков под мышкой. На этих листках были напечатаны вещи, позже вошедшие в сборник «Первый субботник». Первые читатели рассказов испытывали шок от несоответствия автора и произведения: и как этот интеллигентный молодой человек мог такое написать! Рассказы были построены по одной схеме. Сначала описывалась типичная бытовая ситуация из жизни советских граждан: вот ветеран вспоминает свою первую любовь, вот геологи бьются над решением задачи, вот летучка в партийной газете, а вот заседание завкома. В какой-то момент наступал слом, старательно выстроенные декорации рушились, текст начинал перегорать от напряжения. Рядовое заседание завкома превращалось в разгул немотивированного и безумного насилия.

Таким образом Владимир Сорокин выявлял абсурд советской жизни, обнаруживал в соцреалистическом письме скрытую агрессию, деконструировал общественный и литературный дискурс. Позже схожую операцию он провернул с классическим русским романом («Роман»), диссидентской прозой («Тридцатая любовь Марины»), боевиками («Сердца четырех»), театром («Русская бабушка» и другие пьесы).

Все это относится к первому творческому этапу Сорокина, когда он выступал в роли такого истребителя догм, шок-фактора литературного мира. В нулевых автор сменил курс: «Ледяная трилогия» стала серьезной, хотя и не без фирменных сорокинских шалостей, попыткой осмыслить события XX века. Дальше больше: в «Дне опричника», «Метели», «Теллурии» и «Манараге» писатель переквалифицировался в провидца, предсказателя будущих политических и культурных тенденций. Однако старые литературные находки продолжали и продолжают служить ему хорошую службу. Так, восьмилетней давности сборник малой прозы «Моноклон», построенный на «первосубботниковских» лекалах, в точности описывал нулевые. Соответственно, «Белый квадрат» – вся правда о нашем времени.

В сборнике всего девять недлинных рассказов. Пара часов чтения – вот и вся любовь. Мало, однако, не покажется никому.

Первое, что бросается в глаза – сошедший с ума хронотоп. Сборник стартует с «Красной пирамиды» – нежданного-негаданного визита в советские пятидесятые. В дальнейшей «Ржавой девушке» мы, кажется, переносимся в неопределенно-фантастическое будущее. Герои «Поэтов» гуляют по современной Москве, но говорят фразами поэтов Серебряного века. В «Платке» читатель вместе с героиней проваливается в смутные воспоминания о перестроечном детстве. Действие «Ногтя» разворачивается в застойные восьмидесятые. В заглавном «Белом квадрате», посвященном, кстати, Кириллу Серебренникову, время то течет во все стороны, то закручивается в петлю. Советское прошлое давит, будущее кажется неопределенным, настоящее зыбко – таким Сорокин рисует наше время.

Старая машинерия работает без сбоев. Влюбленный студент из «Красной пирамиды» садится не на тот поезд, матерится и тем самым случайно вызывает древнего демона. В рассказе «В поле» речь пьяных артистов превращается в обмен случайными фонемами. А когда читаешь сцену интеллигентского застолья в «Ногте», нутром чуешь: скоро начнется безобразный мордобой. Некоторая предсказуемость удивительным образом не портит эффект от нарративного слома: читая сборник, испытываешь ни с чем не сравнимое фирменное сорокинское, чуть ли не физиологическое удовольствие. При этом, есть еще одно важное различие: если в былых вещах писателя внезапный слом нарратива вызывал шок, то сейчас кажется, что Сорокин лишь слегка выкручивает ручки громкости вправо. Причем мягче его литература не стала – просто действительность изменилась.

Связующей нитью всех девяти рассказов оказывается жестокость. Тайная и явная, скрытая в глубинах памяти, подавленная и вырывающаяся наружу, пронизывающая все наше общество, от низов до верхов, от богемы до простого люда, от регионов до столицы. Мальчик, подсмотревший в детском лагере, как вожатый насилует девушку, вырастает и становится чекистом. Участники телешоу принимают наркотик и устраивают кровавый ритуал. Актеры разыгрывают перед восхищенной толпой сцену, в которой Родос допрашивает Мейерхольда. По Красной площади маршируют зеки. Если такие сюжеты кажутся вам фантастикой, разуйте глаза: мы живем в мире Сорокина.

Еще один важный момент: Владимир Сорокин остался прекрасным художником, и сборник оставляет после себя россыпь поразительных образов. Надолго в памяти останется Пирамида Красного Рева – стоящая на Красной площади, невидимая, испускающая беззвучный крик, который покрывает и видоизменяет все окружающее пространство. Останутся и фиолетовые лебеди – предвестники ядерного кризиса. Останется и Россия-вошь, огромная и ледяная, пребывающая в глубоком анабиозе. «Мы живем на этом ледяном чудовище, ползаем по нему, пугаемся, восхищаемся его необычными формами и ждем его пробуждения. Ждем с нетерпением и ужасом. Иногда много десятилетий, вот как сейчас, например», – так говорит герой «Белого квадрата». С такими невеселыми картинками оставляет нас новый сборник Владимира Сорокина – маленький, но обладающий сокрушительным эффектом.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры