Поиск по сайту

06 Января 2019

Юрий Казарин: «Люди осчастливливаются стихами, которые они еще не написали»

О встрече с поэтом в Уральском федеральном университете


Мне нравится!

В Уральском федеральном университете им. первого президента Бориса Ельцина состоялась встреча с поэтом, доктором филологических наук, профессором, одним из редакторов журнала «Урал» Юрием Казариным. Мы выбрали для вас несколько интересных цитат и попросили организаторов поделиться с нами видео, в котором Юрий Викторович читает свои стихи.

Вот появился человек. Давайте исключим все библейские и прочие мифы, ради чего он появился? Студенты говорили: для того, чтобы размножаться, заниматься творчеством… И никто не сказал: «Для того, чтобы познавать мир». Если мы сейчас серьезно подумаем, что мы утратили в процессе цивилизационного развития, мы поймем – познавательный компонент. Вчера один молодой талантливый писатель и поэт Артем Лебедь написал рассказ, который начинался с утверждения: мы живем на планете, и наши знания, полученные в процессе изучения, нас полностью ограничили в дальнейшем движении. Нам кажется, что мы почти все знаем. Да, мы знаем, как изготавливаются утюги и ракеты. А дальше что? Что мы знаем о деятельности головного мозга? Я 20 лет работал на Сибирском тракте, 8, на Гафуровских дачах, с людьми с травмами головного мозга. Мы изучали как травмы различных частей мозга влияют на восприятие, речь, язык. Никаких точных данных невозможно получить. Человек настолько универсален и дифференциален одновременно. Я сейчас никому не верю. Ни философам, ни психологам, ни нейрохирургам, ни нейролингвистам. Я даже студентам много лет говорю: «Не верьте преподавателям!». Всегда сомневайтесь во всем! Когда вам говорят, что существует 12 частей речи, не верьте! Их гораздо меньше или гораздо больше. Можно ведь утверждать, что частей речи всего три – это глагол, существительное и прилагательное. Все остальные – производные.

Человек прагматически склонен к позитивизму, он считает, что мир можно познать до конца. Но как можно познать то, что бесконечно? То, что не имеет определенного объема, границы. Благодаря позитивизму и появились революционные движения, которые нас привели сегодня к такой вражде.

Чем талантливее текст, тем неопределимее жанр. Какой жанр у «Героя нашего времени»? У «Капитанской дочки»?

Однажды я взял лист бумаги и написал все значения слова Поэзия, которые я знаю. Их было 70 с лишним!

Мы, люди, любим часто не человека, а любовь, придуманную к этому человеку. Поэтому и страдаем так всегда, когда переживаем разрыв. С человеком можно проститься легко, но образ, метафора любви нас держит.

Я не противопоставляю поэзию и стихотворчество. Это просто разные вещи. Для меня важно, входит ли нечто в культуру познания невыразимого или нет.

Рэп вообще никакого отношения к словесности не имеет. Это тексты песен. Это нечто, прилагающееся к музыке. Я очень люблю Эминема, я знаю английский – у него прекрасные протестные скабрезные тексты. В синтезе очень хорошая музыка и слова дают дикий эффект – мороз по коже. И хочется тоже гитару взять…

Сегодня в Совете по культуре обратили внимание на рэп, собираются его цензурировать. Почему не обратить внимание на Седакову, на Гандлевского, на Сергея Шестакова?! Кто Сергея Шестакова знает в нашей стране? Да никто, а ведь это поэт божьей милостью. Есть много таких поэтов. Есть старики-поэты, забытые и заброшенные, типа Михаила Синельникова, Александра Кушнера, который до сих пор в Питере живет и пишет такие мощные стихи! Последняя его подборка в «Урале» была – я просто диву давался. Парню 82 года!

Мы живем в эпоху тестоидов. Текстоид – это мой термин, он означает доязыковой текст. Текстоиды появились с приходом интернета. Я пролистываю страницу новостей в фейсбуке и иногда наталкиваюсь на речевые результаты некоторых людей, очень похожие на тексты, но это не тексты, а текстоиды. Новостной текст – это текст? Нет, это текстоид. Здесь, на Урале, в литературе есть только несколько человек, которые создают настоящие тексты. Их очень мало. На Стихи.ру, Проза.ру ежедневно выкладывается по несколько тысяч текстоидов.

Я не знаю, что такое путь поэта. Здесь многие вещи должны совпасть. Павел Лунгин снял фильм «Остров». Он, безусловно, очень талантливый режиссер. Его фильмы «Свадьба», «Такси-блюз» очень интересны. Но «Остров» – фильм, на мой взгляд, очень похожий на шедевр. И получился он таким потому, что путь Лунгина к нему привел.

Поэт всегда работает с тремя предметами невыразимого: жизнь, смерть и любовь. Они держатся на других предметах: дух, душа, время, бог, вечность, вселенная, мироздание, космос, хаос… Самый важный для поэта вопрос – найти уникальное место, где невыразимое может находиться. И ты разными путями туда должен стремиться. Путь поэта, наверное, лежит, в первую очередь, через познание стихий. Ты должен освоить воду, воздух, огонь, землю. Может быть, есть пятая стихия, седьмая. Чем больше у тебя будет своих стихий, тем лучше. У Мандельштама – это музыка, тишина. Для него, как и для поэта вообще, музыка и тишина – одно и то же.  И то, и другое ему дает столько, сколько существующая словесность не даст.

Чтобы понять путь поэта, ты должен в поэта влюбиться. В двух, трех, а лучше – в одного. Понять  этико-эстетический сценарий его жизни в текстотворчестве. И тогда ты сможешь понять себя. Автопознание очень сложная вещь.

Все наши первые стихи очень хороши. Они все эмоциональны, нежны, чувственны офигенно! Потом это все к чертовой матери куда-то девается. Потому что наступает период работы таланты, которого может не оказаться.

Я работаю очень давно редактором книг и журналов. И понимаю, что все может быть. Пишет человек стихи классные, встречаешь его через три года, спрашиваешь: «Ну, что?» А он отвечает: «Я ведь совсем уже стихи не пишу». А бывает наоборот. Приходит женщина Ольга, взрослая, которая пописывала всю жизнь, но ничего серьезного. А тут начала ходить к нам, на семинар в журнал «Урал», несколько лет походила, сейчас она среди самых лучших, кого я знаю в Екатеринбурге. Она старше меня на 5 лет, а мне 63 года. Она пишет молодые, наполненные настоящей поэтической энергией, познанием стихи. Я считаю, пусть все пишут стихи.

Не пишите стихи никогда. Нельзя их писать рукой, ручкой на бумажке. Пишите в голове. В сердце и в душе. Нужно соединить три органа: разум, эмоции, душу. Они соединятся в один орган, и ты начинаешь им думать, страдать стихи. Я думаю стихи каждую секунду.

Я считаю, есть два столпа, это боги, уже не люди – Пушкин и Мандельштам. У них нет ни одной слабой строки. Ни одного проходного стихотворения.

Люди осчастливливаются стихами, которые они еще не написали.

 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов