Поиск по сайту

11 Апреля 2019

О городе, дневниках и новом романе

Встреча с писательницей Анной Матвеевой


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Уже второй месяц Музей истории Екатеринбурга совместно с Издательским сервисом Ridero проводят исследовательско-экспериментальный проект «Лаборатория воспоминаний». Его участники посещают лекции и мастер-классы, на которых узнают о том, как работать с документами и старинными фотографиями, создавая на их основе собственные научные исследования. Одной из встреч лаборатории стал разговор с Анной Матвеевой о сборнике новелл «Горожане», повести «Перевал Дятлова» и документальной прозе в целом. Ниже мы приведем наиболее яркие высказывания писательницы.

Встреча стала первым мероприятием, прошедшим в Центре городских практик «Дом Маклецкого» после его открытия.

О нон-фикшн

На мой взгляд, самое интересное в современной литературе происходит на стыке понятий «фикшн» и «нон-фикшн». В Европе и Америке документальная литература давно уже победила, ведь личные истории, основанные на фактах, вызывают большой интерес. Я думаю, что наш читатель тоже к этому идет.

Если говорить о трендах в литературе, то сейчас на пике моды дневники — настоящие или придуманные писателем на основе каких-либо событий. Меня, как читателя, эта тема тоже всегда привлекала. Я считаю, что дневники и мемуары — самое интересное, что мы можем прочитать.

Сама я пишу в равной степени и фикшн, и нон-фикшн, так как для меня очень важен документ. Во многом моя любовь к фактам связана с тем, что я по образованию журналист и привыкла работать с источниками. Здорово вплетать в повествование документы и смотреть, как один текст проникает в другой. Такой подход задает высокую планку, потому что свой текст не должен уступать документальному по качеству.

Но я не совсем автор-документалист. Для меня важнее создать «аромат» эпохи. Очень много современные писатели пишут о том, что было в прошлом и позапрошлом веке. Когда я их читаю, то порой не верю им, как читатель. Ведь на самом деле они не жили в то время и используют совершенно иной язык, на котором не писали и не говорили раньше. Иногда «аромат» эпохи можно почувствовать в хорошем авторском кино. Например, женщина прикалывает шляпу булавкой к волосам – это был естественный жест, который девушки делали на ходу и без зеркала. Вот что для меня важно — такие мелкие детали.

О дневниках

Для меня хорошими примером является дневник писателя и художницы Марии Башкирцевой. Книга — бестселлер пусть не в мире, но в России точно. Многое зависит от личности человека, который ведет дневник, потому нам порой и становятся интересны записи не самых известных людей. Есть уникальная книга — «Эта странная жизнь» Даниила Гранина, которую он написал по дневникам советского философа, биолога и энтомолога Александра Любищева. Любищев вел дневники всю свою жизнь. Но они были очень своеобразными. Например, там были такие фразы: «Брился — семь минут», «Письмо Игорю — восемь минут», «Завтракал — пять минут», «Прогулка — два часа» и так далее. Он был одержим экономией времени задолго до появления тайм-менеджмента и даже составлял специальные диаграммы, чтобы успевать как можно больше. Александр Любищев вообще, наверное, мой идеал человека.

Сейчас у каждого есть ресурс, в котором он охотно делится впечатлениями, переживаниями Такая возможность на нас очень сильно влияет. Но вообще мне интересно, для чего пишут дневники. Наверное, многие – для того, чтобы их кто-то потом прочитал, и потому они не бывают совершенно откровенны. Для кого-то ведение дневника — способ отвлечься или зафиксировать свою жизнь, кто-то пытается справится с трудной ситуацией. Но я не веду дневник, потому что для меня все не так работает.

О книге «Перевал Дятлова».

Первым опытом работы с документальной прозой для меня стала книга «Перевал Дятлова». Тогда мне впервые достались дневники и свидетельства, в том числе и очень тяжелые для восприятия. Например, медицинские акты вскрытия — жуткое чтение, но мне все равно хотелось такие факты в книге отразить. Все документы, приведенные в «Перевале Дятлова» — подлинные и отличаются от авторского текста шрифтом. Во всех изданиях и переводах соблюдается эта форма: так люди, которых интересуют только документальные сведения, могут пройти своим книжным «маршрутом». 20 лет назад такой подход к тексту был очень оригинальным, но сейчас подобных книг уже очень много.

История Перевала Дятлова долго будет будоражить умы людей, потому что разгадки нет. Ни к сериалам, ни к фильмам о Перевале Дятлова я не имею никакого отношения, ведь то, что описано мной в книге — не выдумка, а документальные факты. Каждый волен делать с ними, что хочет — у меня нет авторских прав на эту историю, хоть моя книга и была первой на эту тему.

О «Горожанах»

Следующим моим романом, в котором использовались документы, стал роман «Небеса». В нем описывается история владыки Никона Екатеринбургского. Я не считаю эту книгу своей удачей и не разрешаю ее переиздавать. Затем были «Горожане» — смелый для меня эксперимент. И когда мы Редакцией Елены Шубиной книгу запускали, то боялись, что наши сугубо местные персонажи и истории вряд ли будут интересны кому-то еще. Но издание не может продаваться только в одном городе, так как тираж предполагает продажу по всей стране. Какова была радость, когда мы поняли, что «Горожан» покупают от Калининграда до Владивостока. Это означает не только признание моего труда, но и утверждение факта, что Екатеринбург интересен не только его жителям.

Изначально мне хотелось написать книгу о городе. Для одного город — улицы, для другого — значимые исторические здания, климат, сувениры, театры и так далее. В моем понимании, Екатеринбург — люди, и именно о них мне хотелось рассказать. Потому я изучила истории выдающихся уральцев и тех, для кого Екатеринбург много значил. Например, Григорий Бахчиванжи провел на Урале всего несколько месяцев и погиб над поселком «Кольцово», испытывая принципиально новую модель самолета. Но за то время, что он провел здесь, он полюбил наш город, пропитался им.

Для меня важно было сделать парные портреты, в которых переплетались бы судьбы героев. Что оказалось сложно. Борису Рыжему, пару я так и не нашла. Конечно, я могла взять ему очевидную пару, такую как Олег Дозморов. Но получилось бы слишком банально, а придумать равного ему персонажа из истории Екатеринбурга у меня не получилось. Довольно долго я мучалась с музыкантами, потому что была уверена в необходимости включить в книгу кого-то из свердловского рок-клуба. В итоге нашлась пара Владимир Шахрин — Владимир Мулявин. Второй, пусть и стал белорусским артистом, в начале своего пути был простым рабочим парнем с Уралмаша.

Упущение, которое я в «Горожанах» вижу, и на которое мне изредка указывают — присутствие в книге лишь одного женского персонажа — мамы Эрнста Неизвестного Беллы Дижур. 18 героев книги и только одна женщина. Если я напишу когда-нибудь продолжение «Горожан», то обещаю, что там будет как минимум две женщины. Идея продолжения есть, но без поддержки я ее осуществить не смогу.

О любимом месте в городе

Я Екатеринбург люблю весь, но особенно мне нравится мой родной Юго-Западный район. В нем совершенно не на что смотреть, однако я там выросла и знаю каждое дерево и каждый угол. Иногда приезжаю туда и гуляю по дворам. Для меня это место силы.

Когда в истории есть затык, то озарение может прийти в любое время. Очень помогают пешие прогулки. Когда человек ходит без наушников и думает, то решение само зреет и на одном из пройденных километров приходит обязательно.

О скорой премьере «Картинных девушек».

Новый проект, связанный на сто процентов с идеей нон-фикшн — «Картинные девушки». Эту книгуя сдала в печать совсем недавно. Она должна выйти осенью к Московской международной книжной выставке-ярмарке. «Картинные девушки» — жизнеописание известных моделей великих художников прошлого. Я на нее замахнулась несколько лет назад, но мне что-то постоянно мешало закончить. В итоге я пошла за помощью к своим читателям. На протяжении двух лет мы устраивали встречи, сначала в Ельцин Центре, потом в Музее изобразительных искусств. Каждый месяц я читала по главе из новой книги. Все героини очень разные — начиная от античной Фрины и заканчивая Галой Дали. Всего около 18-ти героинь. Получилось большое и капитальное произведение. Я очень благодарна тому, что люди поддержали мои чтения и дали мне волшебный «пинок», в котором я так нуждалась. Потому что если люди приходят тебя послушать, то ты как минимум должен написать то, что им скажешь.

О новом романе

Роман «Каждые сто лет», над которым я работаю прямо сейчас, также частично основан на реальных документах — письмах, статьях и дневниках человека, который вел их всю жизнь, начиная с 15 лет и заканчивая глубокой старостью. В своих записях он был абсолютно искренен и не скрывал даже не очень хорошие свои мысли. Потому его дневник меня подкупил, и я за него взялась.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов